Рецензия на книгу
Ключ из желтого металла
Макс Фрай
Аноним10 апреля 2016 г.Современная оцифровка «Золотого ключика»
Почему-то я очень долго обходила творчество Макса Фрая и почему-то пару недель назад захотела исправить эту ситуацию. Я долго выбирала книгу. Меня очень заинтересовала история про коллекционера ключей…
Филипп, писатель-арендодатель московских квартир с затянувшимся творческим кризисом и вялотекущим социопатизмом, по поручению своего отца Карла отправляется в Прагу с целью выменять там у влиятельного и богатого коллекционера пана Болеслава Черногука ключ из желтого металла.
Вы представить себе не можете, как меня затянула эта история.
Во-первых, обожаю коллекционеров, даже сказала бы, что их коллекционирую. Я знакома с коллекционерами книг XVII века, картин эпохи рококо, стеклянных довоенных бутылок, вкладышей из-под жвачки, мозаик с изображением моря, конвертов, марок, пуговиц, гусарских форм и швейных машинок фирмы Зингер. А тут ключи... Как я могла не поддаться?
Во-вторых, мне приглянулись такие трогательные отношения между Филиппом, его приемным отцом Карлом и приемной матерью Ренатой (я решила назвать ее так, а то няня звучит несерьезно). От них веяло уютом, добром и взаимопониманием, что так редко встречается в литературе.
В-третьих, мне (замечу, по началу) приглянулся слог госпожи Фрай, с долей иронии и любопытным кругозором.
В-четвертых, понравился (снова замечу, по началу) сам Филипп. Не знаю, насколько этот персонаж уникален для Макса Фрая, меня он заинтересовал. Особенно запомнился его способ проверки собственных книг – отличная находка для страдающего писателя.
В-пятых, европейская атмосфера, заполненная такими родными пейзажами и запахом крепкого кофе. Мне в книгах всегда радует изобилие обонятельных составляющих: кофе, шоколад, пряные специи и дикие цветы. Они не отвлекают, а, наоборот, погружают в книжный мир. Да и выбор европейских городов поразил. Вильнюс, Прага, Краков, даже малоизвестный Вупперталь… Это мой самый излюбленный маршрут.
Начало увлекло меня, я отправилась с Филиппом в путешествие. Я шагала с ним по улицам Праги, встретила компанию живых статуй, а потом попала в святые покои пана Черногука. Я перелистывала страницы и тихонько шептала: «Только не разочаруй меня, не разочаруй». Мои молитвы не были услышаны. Все испортила ОНА. Мальвина. А точнее разноцветная Мирра Жукотовская. С ее приходом в книге зародилась психоделика. Зачем было добавлять в эту загадочную историю с ключом это сумасшествие про сны? Оно ломает мозги своей бесполезностью и делает интересных в начале героев или скучными, или глупыми. Как только Мирра всплывала в сюжете, у Филиппа моментально отказывало логическое мышление, это гасило его харизму уверенными ударами. Да и сам ее образ не радовал, а раздражал. Цветастая художница от сверхъестественных сил, читающая матерные стишки, которая не могла ничего объяснить, а лишь улыбалась или сбегала. Да и кроссовер с Максом еще больше добавил запутанности сюжету и глупости главному герою. К чему был этот ночной «трансерфинг реальности»? Чем он помог Филиппу в итоге?
Книга, начатая для меня так атмосферно, под конец разочаровала окончательно. Интрига была уничтожена в финале одним признанием от пана Черногука. Мне хотелось просто дочитать, потому что надо дочитать, а не потому что хочется. Макс Фрай меня расстроила и сомневаюсь, что я захочу прикоснуться к ее творчеству в ближайшее время. Если так захватить читателя в начале книги в оборот, нужно под конец не сбавлять темп.«Золотой ключик» бессмертен благодаря своей неповторимости
13119