Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Моби Дик, или Белый Кит

Герман Мелвилл

  • Аватар пользователя
    Аноним10 апреля 2016 г.

    Мир и море

    "Моби Дик" - отнюдь не увлекательный роман-приключение, несмотря на множество к тому предпосылок. Казалось бы: есть ужасное морское чудовище, есть его преследование, есть экзотические морские просторы, есть риск и тайна. Но, взявшись за эту книгу, очень скоро понимаешь, что считать её занимательным чтивом большое заблуждение. Читая, приходится преодолевать себя. Только через постоянное преодоление скуки, недоумения, порой отвращения можно постичь невероятную тонкость бытия, каким его преподносит нам Мелвилл (а кто станет утверждать, что таким оно не является на самом деле?), и проникнуться этим произведением.

    Здесь могут водиться спойлеры


    Что же задевает в этой книге? Едва ли педантичный разбор кашалотов по косточкам, их жизнеописание и классификация, утомительный анализ кашалотов, виденных когда-либо в воде, на земле и даже на небе (впрочем, материал сам по себе интересен и основателен). Едва ли коварные ретардации, столь любимые автором, то и дело бросающим экипаж "Пекода" на произвол судьбы для того, чтобы ещё немного посудачить о мышцах, скелете и спермацете. Едва ли внезапно прорывающаяся театральность действа, обозначенная ремарками и выражающаяся в пространных монологах. И уж тем более не проскальзывающая местами странная, какая-то похоронная ирония, кажущаяся неуместной и не вызывающая ни тени улыбки. И даже нагромождение дурных предзнаменований кажется избыточным, утрированным до абсурда - сброшенные на корабль в таком количестве они обесцениваются, вызывают привыкание. Но, взятые в совокупности, все эти детали каким-то образом сливаются в единое целое - разнородную и пёструю, но при этом абсолютно цельную глыбу романа, все пласты которого подогнаны друг к другу. И центральным персонажем для меня в нём является, пожалуй, всё-таки Белый Кит. К нему обращены все мысли. О нём ходят легенды, его страшатся, почитают или ненавидят. Но каждый из основных действующих лиц представляет его различно. Для Стабба он всего лишь кит. Для Ахава он носитель неуничтожимого зла, непостижимая тёмная сторона мира, воплощённая в материальной форме. А для Старбека Моби Дик - всего лишь одно из детищ мироздания, не злое и не доброе, живущее потому, что получило жизнь, и таинственное, как сама жизнь. К Старбеку я прониклась наибольшим сочувствием именно потому, что из всех персонажей он представлен наиболее ярко и психологично, и потому что он является полной противоположностью безумному Ахаву. Старбек - воплощение здравомыслия и душевной гармонии, он даже в какой-то мере идеалист, доверяющий природе, полагающийся на неё. Будь Старбек капитаном, он не погубил бы свой корабль, потому что понимает язык окружающего мира и осознает своё место в нём. В этом человеке присутствует стержень, который удерживает его от слепого повиновения. Он способен осуждать Ахава и даже делает попытки воздействовать на него, но бессмысленная ярость и фанатизм Ахава, его вызов, брошенный силам, которые он истребить не способен, уже не поддаются исцелению. В духовном противоборстве Старбек проигрывает, как, увы, часто происходит и на самом деле. Безумие и тьма обладают разрушительной силой, затягивающей в водоворот всё, что попадается на пути, даже самое светлое.
    Однако интересно, что двумя персонажами, тронувшими сердце Ахава, стали Старбек - самый рассудительный член экипажа - и Пип, сошедший с ума после столкновения вельбота с китом. Вместе с капитаном они составили странное трио. Возможно, в глазах Ахава этих двоих объединяла способность к состраданию и верности, к искренней привязанности. И если Старбек пытается до последнего отговорить Ахава, то Пип всего лишь не хочет оставлять его. Правда, и Старбека посещали недобрые мысли, достойные практически персонажей Достоевского. Один из наиболее напряжённых моментов в книге - его мучительная борьба с самим собой перед каютой капитана. Кто может перевесить - тридцать ни в чём не повинных людей, а также те, кто зависит от них, или один старый безумец, толкающий свой экипаж к встрече со смертью? Но математические расчёты и логика бесполезны, когда речь идёт о человеческой жизни, о чести и совести. И в этом тоже заключается трагедия "Пекода".
    В оценке Моби Дика я склонна соглашаться со Старбеком. Объективно говоря, этот белый зверь не искал столкновения с людьми. Он предостерегал Ахава, но уходил от него снова и снова. Сами люди, истребляя его сородичей, неся с собой зло в морские просторы, видели в нём дух мщения. И неудивительно: они судили по себе. Но что Моби Дик символизирует? Возможно, описывая с такой дотошностью его строение и повадки, автор хотел подчеркнуть смехотворность всех научных представлений. Истинную суть вещей при помощи науки не постичь. Нельзя охватить умом все тайны жизни, как нельзя проникнуть взглядом в бездны океана, поверхность которого кажется такой гладкой и безмятежной, как нельзя разгадать смысл татуировок Квикега, как нельзя лицом к лицу столкнуться с высшими силами, что направляют людей в их поступках. Всеобъемлющую философию романа подчёркивает и растворение рассказчика Измаила в толпе, его постепенное обезличивание. Кроме того, интересно посмотреть, как море проникает в романе Мелвилла на сушу, буквально затопляет всю землю - всюду находятся подтверждения существования моря и его обитателей, все люди оказываются так или иначе связаны с морем. Море как мир, а мир как море. Эта метафора явственно обозначена автором в самом тексте, но искать её подтверждение в конкретных художественных образах намного увлекательнее. Но оценить это можно только в одном случае: если книга дочитана до конца.

    4
    58