Рецензия на книгу
Черный обелиск
Эрих Мария Ремарк
fish_out_of_water29 июня 2010 г.-А что причиняет тебе боль, Изабелла?
-Перепиливание. Они же могли бы резать, тогда дело пошло бы живее. Но это тупое, медленное перепиливание! И все опять срастается, оттого, что пилят слишком медленно! А тогда они начинают сначала, и это продолжается без конца. Они распиливают тело, а оно все время срастается, и так без конца.
-Кто распиливает?
-Голоса.
-Голоса не могут распиливать.
-Эти могут. ©Ух, ну наконец-то я добралась до этого, так нахваленного мне, романа. Ну, сначала я скажу, за что люблю Ремарка. Он обладает двумя полезными, как мне кажется, свойствами: 1. знает, о чем пишет; и 2. может качественно все это передать на бумаге.
Многим запомнился этот роман, как повествование о кризисе. Но ведь Ремарк передал не только злободневку про инфляцию. Он написал о состоянии всей Германии, уместив жизнь немецкого народа начала двадцатого века в маленьком городке Верденбрюк. Все крупные события жизни Ремарк изображает в своем романе в уменьшенном виде – в этом и состоит его сатира. Так деятельность фирмы «Генрих Кроль и сыновья» является примером хозяйственной жизни страны в пору инфляции.
На протяжении всего романа, главный герой приходит к выводу, что существующий миропорядок имеет озверение человека; такой миропорядок и породил величайшее злодеяние - войну, которую оправдывает официальная мораль (религия). Персонаж Ремарка прямо в лицо пастору Бодендику заявляет, что и религия, оправдывая господствующую в мире аморальность, утратила свой моральный смысл. Умирают старая мораль с ее главным оружием – миропорядком.
Сам черный обелиск – это символ былых времен, когда марка была маркой, а государство обладало всей полнотой власти. В итоге этот символ, предназначенный для украшения могилы какого-либо столпа общества, вооружается на могиле проститутки.
Главный герой также не пустой образ в романе. Людвиг Бодмер напомнил мне почему-то таких персонажей русской классики, как Базаров и Печорин. Но если причиной инфантильных взглядов тех был простой подростковый эгоизм, то Людвига оставила ребенком война: в семнадцать лет он уже сидел в окопах, вместо того, чтобы разгуливать с девушками или учиться жизни. Поэтому его мировоззрение и отношения с особями противоположного пола имеют некий отстающий в развитии оттенок. Конечно же, в конце Людвиг поймет истину, пройдет духовную эволюции, правда не так плавно, как у Толстого, но хотя бы этому мы можем радоваться.
Встречи с душевнобольной Изабеллой отделяют Людвига от внешнего мира. Когда он наедине с ней, в доме умалишенных, его мысли не заняты тем, насколько поднялся доллар. Изабелла живет в совершенно другом мире. Шизофрения – обобщенный, но не совсем точный диагноз, который ей поставили. В общих чертах, шизофрения – это периодичные пребывания во внутреннем мире человека, часто сопровождающиеся страшными видениями. В случае с Изабеллой, тут дело больше имеет эскапизм – то бишь добровольное бегство от реальности, ПОСТОЯННОЕ.
По тому, как Изабелла описывает свою реальность, начинаешь думать: как должна быть ужасна и бедна реальная жизнь, если девушка решила променять ее на такую! Жизнь, которой живут люди, лишена ценности – вот что говорит Ремарк, пересказывая болезненные видения Изабеллы.
В конце, когда Верденбрюк превращается в руины, только два здания все также остаются в целости и сохранности – родильный дом и дом умалишенных. Не случайно, ведь оба символизируют новую жизнь: первый – физическую, второй – духовную.P.S.: Благодарю за внимание, сэр.
2574