Рецензия на книгу
Nine stories
J. D. Salinger
Аноним7 апреля 2016 г.Мне не понравилось. Точнее, понравилось намного меньше, чем в 20 лет. Тогда за интересными сюжетами не разглядела главного мотива, того же, что присутствует и в романе "Над пропастью во ржи" - обожествления детей в пику взрослым, которые показаны как ущербные, недоделанные люди, совершающие кучу ошибок.
Если и есть люди, детям интересные - то это, как правило, молодёжь, недалеко ушедшая от них по возрасту, но не родители и воспитатели ни в коем случае. (Ни об одном пожилом человеке речь не идёт ни в одном рассказе.) Особенно они заносятся над своими служанками и гувернантками. Может, потому что все герои - дети из привилегированных, обеспеченных слоёв, горя не знавшие?
Во всех рассказах ("Хорошо ловится рыбка-бананка", "Тедди", "В лодке") дети представлены носителями истины, добра и света, которых взрослые, эти сумасбродные, пустые людишки, постоянно разочаровывают. В самом деле, как ужасно быть дитём, о котором заботятся и оберегают, которому осмеливаются предоставлять пищу и кров. Мне эта позиция неблизка - если жить в цивилизованном мире детям так не нравится, так неуютно, то может, в африканских странах им было бы лучше? Вот там, конечно, люди умеют создать своему потомству безопасную реальность.
Мир взрослых автору бесконечно отвратителен, невыносим - поэтому он и покидает его в расцвете сил, как мы знаем, уйдя в затворники.
Женщины. Любовь, по Сэлинджеру, - это не взаимное, окрыляющее чувство, а то, что приносит боль и горечь. Женщин он рисует как существ симпатичных, но недалёких и корыстных ("И эти губы, и глаза зелёные...", "Человек, который смеялся"). Однако если хотя бы половина тех фактов, что легли в основу написания книги "Уна и Сэлинджер" Ф.Бегбедера - правда, то это не удивляет.
Конечно, писатель тех лет, участник военных событий, не мог не затронуть тему войны - она показана не так как она есть, со стрельбой, убийствами, а так, как она сказалась на жизни родни солдат и их любимых ("Лапа-растяпа", "Перед самой войной с эскимосами"). Интересный, небанальный приём, помогающий автору указать на недолговечность такого воинственного общества:
"Песня цикады не скажет, сколько ей жить осталось"9103