Рецензия на книгу
Обрыв
Иван Гончаров
decembrist_forever7 апреля 2016 г.Единственную книгу, которую я читала до этого у Гончарова и которая входит в школьную программу, я очень люблю, хотя до сих пор мертвым камнем висит последняя часть. Несмотря на это, «Обломов» — еще и одна из двух книг школьной программы, которую я люблю по-настоящему.
«Обрыв» очень сложный, глубокий и, скажем так, многоуровневый. Роман выходит за рамки самого себя, и кажется, будто его трудно обуздать. Поэтому мне не очень понравились начало с финалом: тяжело разогнать огромную машину и еще тяжелее ее остановить.
Во время чтения мне приходилось то отрывать себя, чтобы дела не застаивались, то бросать на середине главы, на середине абзаца, потому что слишком прекрасно.
Гончаров прогрессивный и человечный. И его главный герой Райский — тоже. Я невольно сравнивала Гончарова и Толстого (в частности, с "Войной и миром"), разумеется, не в пользу последнего. После героев "Обрыва" герои Толстого кажутся плоскими, а их метания — пустыми.
Но возвращаюсь к Райскому. Это очень живой, правдоподобный, симпатичный персонаж. Да, он не идеален: взрослый мужик, а загорается от любого слова, склонен к проповедям и свято уверен в своем праве учить. Однако вместе с тем он достаточно чуткий, чтобы если не вовремя остановиться, то хотя бы искренне попытаться, он прогрессивный, как я уже говорила, совершенно не зашоренный человек. Если честно, я была поражена (в хорошем смысле) его рассуждениями о женщинах, о равенстве полов. Чего-чего, а этого в русской классической литературе я не ожидала. И свобода Райского от стереотипов проявляется не только в рассуждениях в защиту женщин, конечно, но они меня наиболее всего впечатлили. Еще в нем ценно то, что его идеалы идут в согласии с его поступками. Он честен и на словах, и на деле. Плюс, видно, что события, происходящие с ним и на его глазах, действительно меняет Райского и, кажется, прочищает ему мозги.
Он нашел удачную середину в своей философии: он за прогресс с опорой на то, что уже существует. В этом он противопоставляется, очевидно, Марку и, кажется, Вере тоже.
Что касается Веры, то по сравнению с ней померкли все нежно любимые мной тургеневские барышни. Цельная личность, естественная, гордая. В конце ее словно расплавили и отлили заново, но получившееся едва ли вышло хуже. Скорее — наоборот.
Вообще в принципе каждый персонаж — по-своему жемчужина. Татьяна Марковна, за которой как за каменной стеной, нежная Марфенька, душка Викентьев, книжный червь Леонтьев, даже странная Полина Карповна. Их всех не хотелось отпускать от себя. Правда, я не совсем поняла Тушина, все-таки, появившийся ближе к развязке, он и остался для меня новым героем. Он как некий эталон, скажем так.
Любовно выписано поместье Малиновка, и хотя автор почти не заостряет на этом внимания, дикость крепостнических нравов тут же бросается в глаза.
В общем, о чем конкретно эта книга, сложно сказать. Она не сводится к какой-либо одной мысли, и каждый выносит для себя что-то свое.12131