Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пошехонская старина

Михаил Салтыков-Щедрин

  • Аватар пользователя
    Alevtina_Varava6 апреля 2016 г.

    Потрясающая вещь. Дух захватывает, как мерзко и страшно от описываемого, как противно и безысходно. И картины подобной жизни, подобных маминек – так и встают перед глазами. Думаете, барщины больше нет, а люди всюду так жить перестали? Сомнительно. В глухих глубинках и ныне вполне себе существуют такие вот Пашихонские старины. Замкнутые мирки убогих людей, которые не умет быть даже счастливы в своем убогом тиранизме. Но при этом иногда остаются людьми. Иногда – настолько людьми, как многий бы и не смог. И особенно ценно это и явно из-за того, что редко. Как с Федотом.

    Отличная вещь. И про крепостное право. И про глубинки. И про склад жизни.
    И с одной стороны жутко, страшно, мерзко… А с другой – так уютно написана эта книга, хотя нет в ней ничерта светлого и радостного.
    За Надин разве что радостно)
    И отдельно отмечу конечно: слог, стиль, язык этой книги. Такой настоящий. И живописный. Это книга, которая рождает перед глазами полные образы: с ощущениями, с впечатлениями, с красками и даже запахами. До дрожи. Характеры - каждый яркий, астоящий, прописанный. Хоть и отталкивающий каждый - но каждый отталкивает по-своему. Очень здорово все передано.
    Бррррр.

    Хочется так же выделить мотив пищи и жадности в этой вещи. Принято считать русскую душу щедрой, особенно на угощения – пищей и отдельно алкоголем. И особенно в таких вот краях, где всего много и все свое, стоило мало. Мол, только бы потчевать. Этого в Пашихонии нет как не нет. Здесь считают каждый кусок. Лучше пусть пропадет – но лишь бы не съели. Ни гости, ни дети, ни барин, ни сама хозяйка. Ни, упаси боже, крепостная душа.
    Жадность, скаредность – ведущая тема произведения. Это сложно понять, осознать и представить. Но такое, право, тоже бывает – ибо что же может быть более странным, противоречивым и малологичным, чем люди?.. Читать долгие и подробные писания скудного стола, еды с душком, гниющих продуктов, которые доводят до предсмертного состояния, потому что свежими есть жалко, чай не праздник – по-настоящему страшно. Про голодных детей в загородном хозяйстве, про барских детей, выросших не природе, и считающих фрукты и ягоды – редким лакомством.
    Пожалуй, это даже страшнее, чем все кошмары с крепостными, которые творят барычи и барыни на страницах этой книги. Там хоть можно понять. Хоть как-то.
    Это вообще страшная книга. В психологическом плане.
    Это при том, что в общем-то, противоречиво но очевидно, ненавидя «маменьку» с самого начала, читатель в общем-то вполне чувствует, что женщина эта – не злая… Просто странно, малопонятно скаредная и жадная по натуре своей до всего: от еды до крупицы человеческого счастья. До всякого помысла о свободе, даже если крепостная позволяет себя свободу считать, что баринам можно все и принимать это нужно покорно. И то – счастье своеобразное. И то – нельзя. И того – жалко.

    Флэшмоб 2016: 43/66.

    7
    182