Рецензия на книгу
La part de l'autre
Éric-Emmanuel Schmitt
icream5 апреля 2016 г.Жизнь - яростное наслаждение.
Эрик-Эмманюэль Шмитт - любитель задавать каверзные вопросы, а потом искать ответы на них, путешествуя по скользким дорожкам фактов и домыслов. Но на этот раз он выбрал, пожалуй, одну из самых провокационных личностей из ранее существовавших. Вы когда нибудь задумывались сами: кто такой был Адольф Гитлер? Лично у меня сразу же в голове возникает образ истеричного психопата, развязавшего чудовищные события. Но что предшествовало его истерии? Можно ли было избежать миллионов смертей? Об этом взялся рассуждать автор.
"Другая судьба" - это не оправдание, а фантазия, проистекающая из детства писателя, вольный пересказ исторических событий и альтернативная реальность Германии, Европы и остального мира. Перед читателем открывается параллельное повествование: два Адольфа Гитлера (дабы избежать путаницы, Шмитт называет вымышленного Гитлера Адольфом Г., а настоящего – Гитлером), мечтающих поступить в Художественную Академию. Именно с этого момента начинается перелом в судьбе Гитлера существующего и выдуманного.
Интересно, что биография Гитлера представлена очень достоверно, но так умело вплетена в сюжет, что порой начинаешь сомневаться и терять грань между фантазией Шмитта и реальностью. Я постоянно одергивала себя в процессе чтения, от того, что симпатизирую скромному юноше, которым являлся будущий фюрер. Но за то и люблю этого автора, что он может и играет на чувствах читателя, переворачивая все с ног на голову: скромный юноша становится чудовищем, а ленивый повеса Адольф Г. превращается в приятного и талантливого сюрреалиста. Шмитт идет от обратного. Отрицая теорию абсолютного врожденного зла в этой персоне, он развивает мысль о том, что частичка дьявола таится в каждом из нас:
"Что такое чудовище? Человек, который творит зло многократно. Сознает ли он, что творит зло? Нет, чаще всего нет. Иногда да, но это осознание его не меняет. Ибо чудовище оправдывается в своих глазах, говоря себе, что никогда не желало зла."
"Злого умысла в чистом виде не существует, каждый убежден, что творит добро."Эрик-Эмманюэль Шмитт смог показать уже давно избитую тему с другой стороны, игнорируя общеизвестные факты, он уделяет много внимания деталям, которые я, без его подсказки, стопроцентно упустила бы. Ему очень хорошо удается передать характеры всем известных Геббельса, Гиммлера, Мими, Гели и Евы Браун, хотя казалось, что тут удивить нечем. Ну и, конечно, те, кто уже сталкивался с его предыдущими работами, знают, насколько красиво он пишет. Текст гармоничен настолько, что даже слишком откровенные сцены или неприятные описания служат той самой авторской приправой, без которой текст был бы пресноват.
Приятным бонусом в конце книги представлен дневник автора, который он вел, работая над этим романом. Благодаря этим записям становится окончательно ясна позиция автора, его отношение к работе и масштаб сложностей с которыми он столкнулся во время написания. Да и просто заглянуть в "мастерскую" писателя - всегда безумно любопытно.
3194