Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дона Флор и два ее мужа

Жоржи Амаду

  • Аватар пользователя
    Аноним27 июня 2010 г.

    Яркое, праздничное и очень оптимистическое произведение. Даже с учетом того, что речь в нем порой заходит о печальных и трагических событиях.

    Начинала я его читать с некоторым предубеждением, виной которому было предисловие Амаду. "Я хотел показать в этом романе издавна существующий контраст между жизнью народа – тяжелой, страшной, поистине трагической, которую он, однако, переносит с мужеством, решимостью, упорством, настоящим героизмом, всегда веря в лучшее будущее, и нелепой, никчемной жизнью мелкой буржуазии", - такой околосоциалистический настрой сначала смущал. Но оказалось, что все не так "жестко" :) Быть может, в а-ля советском литературоведении трактовки в стиле "О чуждости искренних чувств и порывов буржуазному самосознанию" были бы очень к месту. Но у Амаду первая поставленная задача закономерно вышла на первый же план. "В широкой панораме баиянской жизни мне хотелось запечатлеть все характерные штрихи быта, которые теперь постепенно исчезают с течением времени: архитектуру, фольклор, музыку, кухню – в общем все то, что в совокупности отражает самый дух народа, его своеобразие, его национальную культуру. Мне хотелось также передать особенности местного говора, отличающегося поэтичностью и изяществом", - и это ему удалось сделать как нельзя лучше. Хотя без заслуженных пинков в адрес "никчемной жизни", конечно же не обошлось. Просто эту никчемность и ограниченность символизируют не так много героев, как можно было предположить...

    Обещанная красочная панорама экзотической жизни поистине завораживает. Баия Амаду предстает во всей своей красе - колорит южного города, особенный уклад (вернее, калейдоскоп сосуществующих укладов), живые традиции - от карнавалов до похорон, музыка, танцы, сочетание католичества с культами африканских богов, к которым с уважениям относятся все горожане независимо от происхождения, кухня, наконец. Хотя почему "наконец"? Ей уделяется очень много внимания! Но главное, лицо города - это люди, которые в нем живут. Десятки, сотни персонажей писателю удается показать вполне живыми людьми, в реальности существования которых трудно усомниться (впрочем, далеко не все они и выдуманные). Милая Флор, мечущаяся между "как надо" и "как хочется". Очаровательный Гуляка, который одновременно вызвает и восхищение, и улыбку, и неодобрительное недоумение: "Нет, нет, рядом с таким здравомыслящей девушке делать нечего!". По-своему трогательный Теодоро, который в своей педантичном "так должно!" вовсе не теряет человеческий облик, феноменальная ведьма дона Розилда... Подруги Флор, ее ученицы, соратники Гуляки, весь полусвет, высшее общество, причем очевидно, что "низы" вызывают у Амаду куда более теплые чувства, хоть он и не стремится их приукрашивать. И дело далеко не только в обостренном социальном пафосе, а просто эти люди - игроки, проститутки, мошенники, честные бедняки, музыканты - намного ярче и интереснее чопорной местной знати. Но только все вместе они создают переливающееся многоголосье тропического города - такого живого в своих обитателях. А уже на этом фоне разворачивается история любви Флор, стремящейся к идеалу, пусть даже в конце-концов окажется, что быть он может лишь "единым в двух лицах".

    9
    30