Рецензия на книгу
Возвращение в Брайдсхед
Ивлин Во
Аноним3 апреля 2016 г.Честно говоря, меня удивляет, что у данного романа столько поклонников. Я тоже люблю меланхоличную атмосферу в книгах, когда слова автора заставляют задуматься о чем-то своем личном или о дальнейшей судьбе героев, когда хочется впасть в ностальгию по своим ушедшим годам. Но здесь нет этой уютной меланхолии с ноткой грусти. Ее заменяет беспросветная тоска, уныние и безнадежность. Так горюют о том, что заранее обреченно на прах и забвение. Я долго не мог понять, в чем же суть романа, потому что во мне еще бурлит весеннее пробуждение и тяга к жизни. Вовсе не хотелось настраиваться на депрессивную волну автора, а он методично напоминал мне о том, что жизнь - тлен. На каждой странице стараешься осмотрительно двигаться дальше по этой болотной топи, но тебя всё равно засасывает всё глубже и глубже в уныние, потому что всё в жизни ведет именно к этому трагичному финалу. Комнаты роскошного особняка пустеют и раритетная мебель покрывается слоем пыли, аристократия сменяется новым поколением с другими этическими нормами, студенческие знакомые идут по своему пути в другом направлении, любовь проходит и оканчивается разводом, даже ледяной лебедь таял на праздничном столе. Всё буквально кричит о том, что таймер жизни уже запущен.
С героями книги я вряд ли смог бы найти общий язык в реальной жизни, потому что они все живут мыслями в прошлом. Хотя их поведение и образ мыслей вообще сложно назвать жизнью. Они никогда не строят планов на будущее. Нет, они, конечно, женятся, путешествуют по миру, встречаются с друзьями. Но это скорее закономерное стечение обстоятельств, не требующее от них энергии сопротивления. Они - это ходячие мертвецы, заколотившие себя преждевременно в фамильном склепе в ожидании примерки подобранного по своему социальному статусу савана и решения высшего духовного суда. Сначала я принимал сторону Чарльза, который тоже был агностиком и насмехался над теми, кто больше времени отводит мыслям о загробном мире, чем насущным проблемам. А потом он тоже заразился католической болезнью и стал молиться. Но в этой вере столько лицемерия, на мой взгляд. Они верят в Бога не потому, что это придает им душевных сил, а чисто из страха наказания, что когда-то на смертном одре им зачтется религиозность. В прочем, если судить по биографии самого автора, то он ведь тоже был разочарован в вере и даже пытался покончить жизнь самоубийством. Поэтому неудивительно, что писал о наболевших переживаниях и часто затрагивал в своем романе вопросы религии.
В защиту романа могу сказать, что написан он довольно неплохо, иначе не оставил бы после себя неприятный осадок разочарования. Автор очень легко погружает читателя в свой мир. А уже какое отношение сложится с этим миром у читателя - это вопрос второстепенный. Но мне еще не понравилась конструкция произведения. Сначала все носятся вокруг Себастьяна, выполняющего роль связующего звена персонажей и кажущегося главным героем, на место которого Чарльз не претендует, потому что выступает больше в роли рассказчика и наблюдателя, нежели активного участника событий. Но потом Себастьян вообще уходит в запой и далекие дебри, а на смену ему внезапно вырисовывается любовный роман Джулии. И этот прыжок во времени кажется мне слишком шероховатым, как будто начал читать совершенно другую книгу. В общем, это определенно не моя книга. Я не смогу ее полюбить, потому что она идет вразрез с моим мировоззрением. Возможно, когда-нибудь в глубокой старости я еще вернусь мысленно к ней, как вернулся лорд Марчмейн в лоно католичества на смертном одре, и скажу про себя: "Илвин, ты был прав. Всё тлен и суета". Но пока я не разделяю взглядов автора, увы.
17182