Рецензия на книгу
Пространство Готлиба
Дмитрий Липскеров
bartok30001 апреля 2016 г.Слабенько, очень слабенько...
Относительно недавно узнал о таком писателе как Дмитрий Липскеров. Сказали, он представляет собой (помимо различных примесей) смесь Пелевина и Сорокина, но, как оказалось, без ума и проницательности первого, а также без юмора и стилистических игр второго. В результате мало, что от них осталось, да.
Липскеров справедливо раздражается, когда ему говорят о похожести на каких-либо писателей, но и назвать его романы чем-то новым никак нельзя. У выше упомянутых писателей он перенял, или просто так совпало, особую любовь к самоповторам - ужасающим и надоедающим. Самоповторы не только кочуют из романа в роман, но и плодятся внутри романа, как блохи на бездомной дворняге.
Что еще неприятно, автор - бывший драматург, между прочим - безграмотен в том, что называют фокалом, а я называю - элементарной логикой произведения.
"Пространство Готлиба" есть роман в письмах. Два инвалида начинают переписываться. Одному уготован дар или проклятье в виде укуса неизвестного насекомого, а другому - странный футляр без замков. Начало интригует, но в чем проблема? Оба героя используют стандартный язык Липскерова, привычным по другим его работам. Что Анна, что Евгений, военный, никогда не писавший, пишут приятным литературным языком со множеством метафор.
Теперь к логике: герои регулярно упоминают о том, чего ну никак не могли знать. Например, Анна расказывает о своем отце в детстве, его встрече с музыкантом, и мимолетом указывает мысли музыканта и его действия после встречи. Ни отец Анны, ни тем более она не могли знать об этом. Такие ляпы повторяются вновь и вновь, приводя наблюдательного читателя в негодование. Чем объяснить такие ошибки? Элементарно, автор привык так писать и не захотел подстраиваться; во второй половине книги он просто плюнет на эпистолярный жанр и затянет привычную волынку. Герои практически перестанут отвечать друг другу, их письма превратятся в нагромождение привычных сюжетов и порнографии. Эпизоды отвращения чередуются с сексом, приплетенным здесь ни к селу, ни к городу - просто для галочки. А паталогическое влечение автора к рыжим женщинам, родинкам и помутненным глазам должно вызывать тревогу у его психиатра.
Читать абсурдисткий роман и предсказывать сюжетные повороты и диалоги - то еще удовольствие. Но несмотря на недостатки Липскеров местами пишет хорошо и увлекательно. Это единственное, что его спасает. А вот идиотская концовка этой книги вообще не может находиться в одной системе координат с уважением к автору.
В одном из интервью автор признается, что не ждет вдохновения, а пишет, будто ходит на работу. Как в цеху - детальку, болт, гайку выточил и к остальным кинул, а из них что-то да получится. Вот такая формула романа.
И формула эта мне не нравится. Скорее всего, "Пространство" - последняя прочитанная мной книга Липскерова.
7591