Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Blod på snø

Jo Nesbø

  • Аватар пользователя
    Аноним31 марта 2016 г.

    Экзистенциальный портрет убийцы

    "Я не умею осторожно водить, я мягкий, как масло, я слишком легко влюбляюсь, я теряю голову, когда злюсь, и я плохо считаю. Я почитываю то да се, но знаю очень немного, и знания мои трудно употребить в дело. И пишу я медленнее, чем растут сталактиты"
    Ю Несбе, "Кровь на снегу"


    Если книгу захотят экранизировать, думаю, Райан Гослинг - достойная кандидатура на главную роль

    Эту повесть с натяжкой можно назвать детективом, это скорее психологический триллер. А если быть буквальной, то это автопортрет. Литература знает много примеров подобных ракурсов, и интересны они именно в восприятии происходящего конкретным героем, нежели наполненностью сюжета. Тут можно вспомнить "Постороннего" Камю, Фердинанда из фаулзовского "Коллекционера" и, конечно, Родиона Раскольникова. И хотя идеи у книг абсолютно разные, темы одинаковы: их герои, будучи в здравом уме и твёрдой памяти, лишили жизни другого человека. Идею данного романа я бы озвучила так: вседозволенность приводит к смерти.

    И вот перед нами Улав, киллер. Просто киллер. Первое, что бросается в глаза, это его способность выполнять работу последовательно и хладнокровно. Мы сразу понимаем, с кем имеем дело, и все морально-этические составляющие отключаем на время прочтения книги. Ведь автор не Фёдор Михайлович, и копаться в собственных пороках никто не станет, уже хотя бы в силу жанра. Нам интересно с первых строк - и это главное! Думаю, если б я была студенткой психфака, Улав стал бы лакомым кусочком для дипломной работы. Но, так как моя профессия далека от вышеупомянутой, скажу лишь, что убийство отца стало вступительным экзаменом на путь беззакония. Незрелый детский мозг, живущий по принципу "хорошо и плохо", быстро принял решение об устранении помехи. С ученической прилежностью выполнил его. А далее оставалось лишь заблокировать некоторые органы чувств и никогда их не включать. Механизм запущен. Перед нами - машина для убийства. Назначение человеческой жизни в понимании Улава - это способность течь, не задевая препятствий. Как только это правило нарушено, можно смело лишить человека жизни. "Ведь это кому-то нужно", "Значит, он сделал что-то не так", "Сам виноват" - за этими фразами стоит смерть.

    Он отчаянно доказывает миру собственную значимость. Он вправе казнить и миловать, он вправе выбирать картинку жизни, он вправе её наполнять.


    Мне нравилось время с «момента принятия решения до претворения его в жизнь. Это были единственные минуты, часы, дни в моей наверняка короткой жизни, когда я действительно что-то значил. Я был чьей-то судьбой

    Но в процессе игры в бога Улав недооценил силу человеческого фактора с его мимикрией, хитростью, инстинктами и запахами. Прекрасная блондинка, любовь, Париж. Неожиданная наивность не только с женщиной, но и с братьями по оружию, а дальше - лишь кровь на снегу, как уродливая метафора украденного времени.


    Предп. Дж. Поллок, "Красный, чёрный и серебряный", 1956г.

    Хотя история с Марией, глухонемой подругой Улава, даёт некоторую пищу для философских ремарок, я так и не поняла, что же мы видим в финале: прозрение через страдание или бред обреченного?

    Дальше интереса к личности героя дело не идёт, и этого вполне достаточно, чтобы осилить эту небольшую книгу, более того, сделать это быстро и остаться довольным. Если б Несбе завернул в книге нехилый детективный сюжет, книга только выиграла бы. Мне вспомнился один из детективов Дж.Х. Чейза, который был написан задолго до появления в кинематографе "Сердца ангела"(1987г) и "Острова проклятых"(2009г). Повествование велось от первого лица, и в финале именно этот спаситель оказался убийцей! Вот такая подоплёка сделала банальный детектив незабываемым. Несбе же написал психологический триллер с самобытным героем, яркими женскими образами и небезынтересными "производственными" моментами криминальной "кухни". Герои действительно проучились реалистичными, и о них можно до сыта порассуждать. Например, в прочитанном мною ранее детективе Д.Гэлбрейта "Шелкопряд", автору не удалось добиться той же реалистичности, несмотря на весь используемый арсенал средств: максимум печатных знаков, неординарности и экспрессии, всевозможные внешние дефекты.

    Моя оценка получилась средней потому, что я все-таки ожидала детективной развязки. А подобный психотип личности (даже за вычетом всех убийств) вызывает физическое отвращение.

    "Я сижу в голове убийцы. Здесь темно, как в пещере, и тесно, как в норе. Но это мой дом, и он меня устраивает. А вот кто меня не устраивает, так это мой сосед снизу. Если б не он, мы бы увидели ещё немало снега и крови. Он же со своей неразборчивостью все испортил. Вообще мы с ним редко не понимали друг друга. Когда я предложил всадить кол в того ублюдка, он не возражал. И мы не ругались, мы просто поняли, что оба этого хотим. Мы уложили многих ребят, и всякий раз мой младший брат, закисал над страницами "Отверженных", а я делал все, как надо. И вот эта штучка! Тоже мне, Бардо! Да где он там её увидел? Ноги от ушей, рот тоже - сразу Бардо? А ведь я говорил, что это ловушка. Рта открыть не дал. Мол, я такой и точка. Достукался, блин..."

    11
    86