Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Юрий Домбровский. Собрание сочинений в шести томах. Том третий. Рассказы разных лет. Новеллы о Шекспире. Приложение

Юрий Домбровский

  • Аватар пользователя
    Аноним27 марта 2016 г.

    Только вчера посетила спектакль "Двенадцатая ночь" нашего драматического театра и решила, что это знак - наконец-то сесть за рецензию об уже давненько прочитанным и прослушанным новеллам о Шекспире Юрия Домбровского.
    Не знаю почему, но когда я читаю пьесы, а особенно сонеты Уильяма Шекспира его раскрученный портрет кисти Дройсхута никак не ассоциируется у меня с автором этих произведений, он больше напоминает Шалтая-болтая из "Алисы в стране чудес", но никак не великого драматурга и тем более тонкого лирика. И я думаю, что дело тут вовсе не в моде. Вот и при чтении новелл Домбровского передо мной появлялся совсем другой Шекспир - живой, яркий, хотя моментами и сдержанный, молодой душой, и весьма симпатичный. В "Смуглой леди" я видела его, как в фильме "Влюблённый Шекспир", образ может быть и попсовый, но всё-таки более живой и интересный, чем на знаменитых портретах. Поэтому меня заинтересовала версия художника-скульптора Иткинда, о которой Домброский написал в статье "Ретленд-Бэконс-Оутгемптон-Шекспир", но к сожалению мне так и не удалось её найти. Кстати, по моему большому убеждению статьи о Шекспире Домбровского заслуживают большого внимания и не только потому, что автор много лет занимался исследованиями в этой области, но и ещё потому, что написаны они очень просто и живо:


    "театр дал очень много Шекспиру, ровно столько же, сколько и Шекспир дал театру. Я совершенно уверен, что сразу понять и, так сказать, поднять Шекспира со страницы, с печатной строчки невозможно. Он меньше всего автор для чтения про себя, его обязательно нужно видеть. Только после того, как ты войдешь в волшебный мир театра, в этот лунный рай заштопанных кулис, услышишь перезвон рапир, увидишь череп в руках Гамлета и ночник в руках леди Макбет, у тебя вдруг раскроется внутреннее зрение, орлино обострится слух, и ты, придя со спектакля, будешь читать и читать, читать и перечитывать самого великого, мудрого, человечного драматурга христианской эпохи."

    Ну как тут не согласиться с автором? И как не открыть его новеллы, где Шекспир предстаёт не легендой, запорошенной историей или книжным персонажем, но живым человеком, который когда-то жил, творил, любил, грешил и расплачивался за свои грехи непониманием своих родных и потерей репутации в театре.
    Не менее сильное впечатление на меня произвели рассказы Домбровского, собранные в этом томе. Особенно "Только одна смерть", который тронул меня на столько сильно, что ночью я ещё долго не могла уснуть. И вроде бы меньше сейчас коммунальных квартир, и проблемных семей кажется, стало меньше, но проблемы всё равно остаются и конечно, о них проще не думать, но настоящая литература заставляет задуматься о важном, о том на какой ты стороне:


    "Нет, существует, наверно, все-таки трагическая вина. Какая-то мировая симпатия, ответственность одного человека за другого, и с этим уж ничего не по делаешь."
    8
    100