Рецензия на книгу
Дженни Герхардт
Теодор Драйзер
Аноним25 марта 2016 г.Косное буржуазное общество... бла-бла-бла
Пожалуй, больше всего я не выношу лицемерие. И в отношении между людьми, и в общественной жизни, и в различных художественных произведениях. Так вот "Дженни Герхардт" – очень лицемерное произведение. Лицемерит как автор, так и критики этого романа. Лицемерят как герои, так и основная масса читателей, которая разделяет мнение и эмоции автора и критиков. Потому, что во-первых не так уж трагична судьба главной героини. И во-вторых, ничего такого уж жуткого пресловутое буржуазное общество в этом романе и не сотворило.
Простите, уважаемые читатели, но рецензия будет достаточно наполнена спойлерами. Поэтому если вы планируете в ближайшее время читать роман, то лучше вернитесь к ней позже. Ничего действительно удивительно-неожиданного вы не узнаете, но все же. Итак, старшая дочь в крайне бедной семье из шести детей. С 18 лет идет работать с мамой: убираться в отеле и стирать чужое белье. В нее влюбляется, я подчеркиваю, влюбляется успешный взрослый человек. Помогает, поддерживает, искренне собирается жениться. Потом ввиду одного несчастья брак не состоится, но останется ребенок. Ну, собственно, девушку, конечно, жалко. Но эта ситуация богатый, высокостатусный мужчина + бедная уборщица, прачка могла бы развернуться гораздо жесче и страшнее. Да, окружение семьи, да и сами члены семьи приняли эту беременность в штыки. Но, положа руку на сердце, вы можете мне назвать пример общества, где подобная ситуация не была воспринята так же? Будь оно хоть буржуазным, хоть демократическим, хоть социалистическим – везде подобный союз будет принят в штыки и осужден. Так что, это первое лицемерие – бросать обвинения в остракизме Дженни тупости и ограниченности мещан и ортодоксально верующих. Массы – они в любом варианте общественного строя любят "коллективно осуждать".
Дальше – больше. Эта уже не невинная девушка вновь влюбляет в себя (не специально, нужно отдать ей должное) богатого, успешного и уже даже совсем не старого Лестера. И что же происходит? Он тоже не просто пользуется ею, он активно принимает участие в ее судьбе и жизни всего ее огромного семейства. Не задает вопросы о ее явно наличествующем прошлом, не требует от нее каких-то действительно неприличных действий. Заканчивается все ухаживание вполне серьезным совместным проживанием в квартире, а потом и в отдельном доме. Они жили вместе как муж и жена более 10 лет. Ростили ее дочь, обеспечили достойные последние дни отцу Дженни, путешествовали по Европе. И единственным минусом всей этой истории было то, что он все никак не мог решиться жениться на Дженни. И, конечно, все общество относилось к подобной ситуации с непониманием. И я хочу подчеркнуть, что непонимание было не только в сути мезальянса, но в том, что он за столько лет так и не женился. Во многих разговорах с родными и близкими Лестеру было сказано, что, конечно, Дженни – не его уровня и статуса женщина. Но вполне достойная любви. И уж раз так случилось, то пусть уж узаконит всю эту ситуацию.
Примечательный момент: оценка их отношений прессой, которые представили всю ситуацию, как настроящую романтическую историю вроде "Ромео и Джульетты" со счастливым концом. Конечно, первое время представлять в обществе "прачку" в качестве официальной жены было бы сложно. Но не невозможно. Время и адекватное поведение Дженни привели бы ситуацию в терпимую норму. Но, естественно, если бы все было просто, не было бы романа. Поэтому автор проводит свою героиню через тернии трагических событий. Сначала она все-таки принимает решение разорвать эти нездоровые отношения (а они правда нездоровые, даже в XXI веке жить десять лет с человеком вне брака можно только при условии полнейшего неприятия этого института с обеих сторон. Чего чаще всего не бывает со сторны женщины). Потом Драйзеру этого кажется мало, потому, что очень трудно сочувствовать женщине, которая из самых низов добралась до чудесного собственного домика в приятном пригороде, до возможности не работать, а просто получать дивиденды с подаренных акций, до дочки, которая не стала подкидышем, а доросла до приличной школы, уроков танцев и музыки. Да, у нее разбито сердце. Но таких женщин тьмы и тьмы. У нее хотя бы были ее десять лет. Поэтому автор наносит единственный достаточно сильный удар – убивает ее ребенка. Тут уж любой саркастический читатель "прослезится".
Финал романа оказался вполне логичным и, я бы сказала, хорошим. Эта последняя близость героев больше всего говорит о той любви, которую Лестер на самом деле испытывал к Дженни. И, если уж жизнь не дала тебе бесконечное счастье, то вот такая светлая грусть и прекрасные воспоминания – это тоже отличный вариант. Так что, если отбросить отступления автора на тему "осуждение общества" и послесловие о том же самом, то история-то счастливая, с хорошим концом. Немного в японском стиле (в плане окончания истории смертью. Но в кратком пересказе все у Дженни сложилось наилучшим из возможных образов. И единственным, кого можно было бы винить в том, что все не закончилось "американским" хэппи-эндом – это только Лестер. Нерешительный, ленивый, безвольный. Человек, которому даже битву не нужно было вести, нужно было только решиться самому и все бы получилось. И, что самое интересное, не решился на брак Лестер тоже, в общем-то не из-за возможного осуждения общества. А только лишь из упрямства и вредности. А Дженни в определенный момент не надавила на него с принятием решения. Так они, две амебы, и болтались, пока более сильные люди не заставили их принять уже хоть какую-то четкую позицию. И то, что это был разрыв, а не брак – вина не общества, не отца Лестера (скажите, какой родитель, из любого слоя общества, поступил бы иначе?), не "разлучницы" Летти, а только этих двух. Так что не надо лицемерия. Не надо из обычной житейской ситуации делать пропагандистскую обличительную агитку. Жизнь гораздо сложнее.
С.R.
Вот то, о чем я возмущалась всю рецензию – посмотрите на обложку нашего издания. Бедная скромная Дюймовочка и толстый страшный Крот. Не так все в романе, не верьте обложке. Центральная американская чуть больше похожа на правду. Но ближе всего к подлинной сути романа крайняя красная.15105