Рецензия на книгу
Go Set a Watchman
Harper Lee
Аноним24 марта 2016 г.Продолжения детских книг, написанные с опозданием в целую жизнь, это зло. В первую очередь потому, что они развенчивают укоренившиеся представления о событиях и героях. Это как с опошленной первой любовью или сломанным в одночасье мироустройством - тяжело и болезненно воспринимается. Почему покойная Харпер Ли не пожелала учесть, что ни одна эпоха не наступала в ночь со вчера на сегодня? Между ними всегда был весьма внушительный переходный период, а Пойди поставь сторожа берет привычный и уютный с детства мирок Мэйкомба и ставит его с ног на голову.
При этом старая как мир история отцов и детей сплавляется с историей о борьбе за равные права для различных рас (я была достаточно толерантна?). При этом Джин-Луиза не единственный человек, который разочаровался в Аттикусе, подозреваю, что большинство прочитавших роман огребли такой же психологический удар под дых. Удар почти запрещенный, потому что изначально история написана была не о том и не для того. Изначально Мэйкомб, для южного города был практически терпимым, но прошли годы, вышел новый роман и все пошло не так.
Мне и с "Убить пересмешника" было тяжко, поскольку мозг категорически отказывался воспринимать события во временной шкале начала ХХ века. По моим скромным ощущениям детство Глазастика должно было бы прийтись на средину века XIX. Но помилуйте, "Пойди поставь сторожа" - это 50-е годы ХХ века, 50-е, Карл! А ощущения все те же - история должна бы развернуться лет на сто раньше, но она каких-то 70 лет назад, всего-то навсего. И от осознания этой немудрящей истины читать роман еще тяжелее и гаже, поскольку поведение мэйкомбовцев, мягко говоря, не вписывается в восприятие ХХ века от слова совсем. Да, это прекрасная иллюстрация того, как медленно и неохотно меняется восприятие мира людьми. Более того, это отлично иллюстрирует как современному человеку тяжело воспринимать события менее, чем столетней давности. Возможно, за счет того, что последние 60-70 лет события развиваются куда стремительнее и то, что было нормой еще для наших дедушек и бабушек сегодня кажется чудовищным анахронизмом.
Но еще большая проблема скрыта и в персонажах. Я понимаю гнев и неприятие Джин-Луизы, которая возвращается под отчий кров из Нью-Йорка, но я искренне не понимаю манеры выражения ее чувств для 26-летней особы. Ведь она успела выйти из возраста подростка-максималиста, он живет несколько лет в мегаполисе, ее воспитывали папа-юрист и тетушка-светская львица и истинная леди до мозга костей, но при всем при этой, в Глазастике нет ни дипломатичности, ни умения сгладить острые углы, ни высказать свою точку зрения каким-либо цивилизованным образом. Вместо этого она несколько дней буквально изводит себя, доводя до грани и разражается чудовищным скандалом, оскорбляя лучшего друга, отца, тетку - словом всех, кто попадается под горячую руку.
Кратко резюмируя, дабы не сыпать лишними спойлерами. Насколько "Убить пересмешника" жизнелюбивая и светлая книга, настолько же "Пойди поставь сторожа" книга мрачная и нервозная, местами даже озлобленная. И в этом ее главный недостаток. Жизнь, местами, конечно, мрачная штука, но преимущественно в этом виноваты мы сами. А персонажи Харпер Ли так и не смогли понять этой немудрящей истины. Очевидно поэтому их жизни, спустя двадцать лет, стали существенно мрачнее и печальнее. В конце концов, к каждому сторожа и впрямь не приставишь.320