Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Облачный атлас

Дэвид Митчелл

  • Аватар пользователя
    Аноним22 марта 2016 г.

    Пожалуй, для меня самым интересным в этом произведении оказалась его форма. Шесть самостоятельных историй намеренно стилизованы под разные литературные жанры. На мой взгляд, стилизация вышла удачной и качественной, но из-за нее истории выглядят вторичными. Почти для каждой я могу привести книгу, которую они мне напомнили. Можно ли считать это минусом "Облачного атласа"? Наверное, нет, так как очевидно, что именно в этом и состояла авторская задумка. А вот что он хотел этим сказать, это уже другой вопрос.
    Каждая из пяти историй прерывается на напряженном моменте, чтобы уступить место следующей, а после центральной шестой вторые половины следуют в обратном порядке. Так же кривая интереса к происходящему достигает своего пика к середине книги, а затем, подобно синусоиде, стабильно опускается к минимуму. Первая половина книги - это знакомства с новыми эпохами, новыми персонажами, новыми историями, которые обрываются на самом интересном месте, вынуждая читателя привыкать к новой истории. В значительной степени интерес подогревается идеей о реинкарнации, о таинственной связи между героями разных частей. Перемахнув через экватор, постепенно понимаешь, что нирваны не будет, что история закольцована и круг перерождений привел туда, откуда начал. И уже не очень хочется дочитывать истории, которые бросал с сожалением, не хочется вспоминать нюансы и имена второстепенных персонажей. Может быть, можно читать книгу не подряд, а прыгая от начала концу, соединяя истории в целое? Говорят, в литературе постмодернизма можно все.
    Есть между частями некоторые общие черты, отсылки друг к другу; их наберется внушительный список. Чаще всего они объединяют истории в пары. Больше всего у меня претензий к компоненту, который идет рефреном через все 6 частей - собственно переселение души и пресловутая родинка. К сожалению, "воплощения" не объединены ни чертами характера, ни интересами, ни способностями, только родимым пятном. Без него это была бы история о постепенном, но неизбежном, пожирании человеческим обществом самого себя.
    Р.S. Не слишком ли маленький промежуток времени между 3 и 4 историями. Мне показалось, что родинка есть и у журналистки, и у издателя, разница во времени между ними - 40 лет, а издателю в 4 части уже 60, т.е. к моменту повествования 3 части он уже родился.

    4
    28