Рецензия на книгу
Дампир. Дитя Ночи
Барб и Дж. С. Хенди
Аноним20 марта 2016 г.Осмелюсь заявить, что сие творчество Хенди, с моей точки зрения, является одной из лучших вампирских серий. Честное слово, я тащусь от захватывающих книг серии "Дампир", за что авторам большой респект от всего сердца! Лично для меня, творчество Хенди как сладкий пирог - "съедается" с удовольствием и хочется ещё.
Книга представляет собой весьма удачную гармоничную комбинацию классического фэнтези и вампирской готики, имеющую довольно интересную задумку. Хенди, определённо, знают своё дело: мир, герои, сюжет, места действий, события, обстановка, быт - всё прекрасно, тщательным образом проработано и прописано вплоть до мелочей, всё на своих местах, всё по существу и ничего лишнего. Повествование ненавязчиво увлекает в весьма интересный, удивительный мир, насыщенный захватывающими приключениями, интригами, загадками, магией и колдовством. Действие разворачивается в типичном средневековье с элементами фэнтези и мистики. Повествование ведётся от нескольких чередующихся лиц - какой-то кусок истории от лица Магьер, какой-то от лица Лисила, третий - от лица Рашеда, другой - от лица Тиши и т.д. Каждый герой по-своему смотрит на вещи, по-своему оценивает ситуацию, каждый руководствуется своими желаниями и поступает в соответствии со своим характером.
Протекающий в несколько мрачноватой атмосфере, закрученный и увлекательный сюжет затягивает, поддерживает градус напряжения и не отпускает до самой последней строчки. Кроме того, сюжет не отличается бешеным драйвом - события развиваются неспешно, без особой динамики, как размеренное течение реки; мир открывается постепенно, но лично я не вижу в том ничего плохого. Местами повествование сдобрено уместным лёгким юморком, что улыбка так и напрашивается.
Понравилось как Хенди всё тщательно и развёрнуто расписывают вполне себе качественным, красивым языком, очень внимательно относясь к малейшим деталям. Удались авторам боевые сцены, которые также смачно и подробно расписаны со знанием дела, что все сражения так и предстают перед внутренним взором ярким кадром; невольно начинаешь сопереживать героям. Динамичные, захватывающие, яркие поединки с хорошо показанной эмоциональной стороной участвующих противников - да, Хенди явно знают толк в экшене, спору нет. Конечно, язык Хенди не отличается особой сложной конструкцией и заумностью; он вполне понятен, читается легко, но при этом в нём нет примитивизма, зато есть свои гармоничность, слаженность и красота; в скудности лексикона авторов также не упрекнуть (признаться, в своё время я, благодаря их творчеству, даже пополнила персональный словарный запас).
В книге присутствует достаточно колоритных фигур, за которыми интересно наблюдать. Тут вам и вампиры, и охотники на вампиров в лице девушки-дампира, её напарника-полуэльфа и необычайно умного пса (маджай-хи), и эльфы, и призраки, и среди обычных людей хватает запоминающихся, ярких персонажей, в том числе и второстепенных - отважный кузнец, продажный городской чиновник (констебль), добродушный толстяк-пекарь, таинственный, аристократичный странник-интриган, ведающий куда больше, чем кажется. Персонажи живые, полноценные, с ощутимой индивидуальностью, со скрупулёзным образом прописанными характерами, стилем, психологией, историей; их поступки и поведение имеют вполне приемлемое, убедительное обоснование, исходящее из личностных черт и желаний. Отсутствует чёткое деление героев на плохих и хороших - у каждого есть свои как светлые, так и тёмные личностные черты. Резюме главных героев не состоит сплошь из плюсов - у них есть свои недостатки характера и тёмное прошлое (особенно у Лисила шкаф битком набит скелетами). Вампиры здесь выступают безжалостными убийцами, однако их нельзя охарактеризовать отрицательными персонажами-тиранами во всех отношениях, первостатейными сволочами. Нет, они, скорее, жертвы обстоятельств, ставшие таковыми в ходе мастерски сплетённой интриги, - они всего-то стремились к спокойной жизни, в меру своих возможностей стараясь не привлекать излишнего внимания, а потом защищали свой клан в борьбе за выживание, заботились друг о друге. Понять кровопийц тоже можно. Кто-то из персонажей постепенно развивается, становится сильнее (главные герои, Тиша), кто-то, напротив, деградирует (Эллинвуд, Парко).
Впечатляет незаурядный, колоритный дуэт главных персонажей - девушки-дампира (дочери вампира и смертной женщины) и охотницы на вампиров Магьер, обладающей тяжёлым, бешеным нравом, и склонного порисоваться и поострить эльфа-полукровки Лисила, бывшего наёмного убийцы и шпиона. У них совершенно разные характеры, кредо, манера поведения, стили боя, вооружение, даже внешне центральные герои представляют разительный контраст (мертвенно-бледная жгучая брюнетка и смуглокожий платиновый блондин с по-эльфийски заостренными ушами) - и в то же время они отличная команда, кто-то из них своими определёнными достоинствами скрашивает недостатки другого, они всегда держатся вместе, поддерживают друг друга и не бросают в беде. В начале книги охотники на вампиров из них липовые. Шарлатаны Магьер и Лисил обводят вокруг пальца суеверных крестьян и ловко вытягивают из них деньги за "услуги", устраивая публичные наигранные спектакли, в которых одна исполняет роль охотницы, другой - загримированного вампира. И только зажили главные герои на новом ПМЖ мирной жизнью, решив завязать с шарлатанством и зарабатывать деньги честным трудом в своей таверне, как в силу сложившихся обстоятельств оба стали вынуждены из лжеохотников стать самыми настоящими, выступив уже против реальных кровососов. "Отрастила, Магьер, авторитет успешной охотницы на вампиров - так подтверждай!" - решили авторы - "Твоя репутация дошла до Миишки раньше тебя. Горожане уверены, что ты - настоящая охотница на вампиров, которая их защитит, так что, милая, дерзай". Из негодяев стали героями. Ах да, парочку неизменно сопровождает сообразительный, забавный, похожий на волка, пёс необычной породы по кличке Малец, чьё чутьё и природная ненависть к вампирам идентичны с чутьём и ненавистью дампира. Малец тот ещё душка (когда не бросается на вампиров с оскаленной пастью в приступе звериной ярости) и любитель пожрать - прямо как моя собака! Люблю этого персонажа!
Понравился образ вампиров, который, слава богу, ничуть не исковеркан, что, к сожалению, очень любят делать многие современные писательницы (именно писательницы, поскольку я ещё не видела ни одного писателя, у которого были бы розовые и пушистые, безобидные вампиры-няши). Вот это я понимаю! Никаких розовых соплей, никаких нюней, никакого бриллиантового блеска при солнечном свете и прочей тошнотворной хрени в стиле "сумерки"! Авторы строго соблюдают каноны жанра: вампиры вполне соответствуют мрачному амплуа настоящих ночных созданий и кровожадных, безжалостных хищников - солнце их сжигает, чеснок вреден (в книге весьма эффективное оружие), спят в гробах, охотятся на человеческую кровь (вернее, на содержащуюся в крови жизненную силу, необходимую для поддержания посмертного существования); какие-то вампиры могут обладать особыми умениями, но и тут авторы не вылезают за рамки дозволенного, то есть ничего из ряда вон выходящего, как было в тех же "Сумерках" (согласитесь, вампир, повелевающий природными стихиями и стреляющий электрическими разрядами - это уже чересчур. Не вампир, а, блин, супермен из "Люди-Х" какой-то, если не бог), а лишь те черты, что присущи укоренившимся в мифологии вампирским характеристикам (ментальное воздействие на сознание и волю людей и животных, гипноз, стирание памяти, к примеру). Даже у тех вампиров, которые стараются сильно людей не убивать (однако всё также пьют человеческую кровь, но не досуха выпивают жертву и при этом мастерски заметают следы. Белочки и кролики не для них), сему поступку имеется вполне логическое объяснение - не хотят привлечь к себе нежелательное внимание и сохранить идиллию спокойной, сладкой жизни (действительно, зачем им подставлять самих себя? Это ночью вампиры круты - но не днём, когда солнышко светит. Если бы кровососы себя выдали, то борющиеся за жизнь горожане сами вполне бы могли, безо всякой охотницы, заявиться к их логову средь бела дня и сжечь вместе с обитателями - если посудить логически). Аристократичный, хладнокровный, жесткий и сильный воин Рашед; миниатюрная, изящная, заботливая и ласковая, но при этом не менее смертоносная и беспощадная Тиша; вульгарный, диковатый, агрессивный и кровожадный оборвыш Крысёныш... Словом, кровососы шикарны!
С дампирами (вернее сказать, с дампиршей, поскольку Магьер единственная в своём роде) тоже, к моей радости, всё в порядке (иногда, в каких-то сахарно-сопельных лавбургерах на вампирскую тематику и им тоже перепадает - или выставят опять же слащавыми няшами, наравне с вампами (Стефани Майер, я тебе этого вовек не прощу!); или превратят в тщедушных чмошников и лохов - ну чтобы не могли сильно запинать очередного Ромео-вампа; или чересчур очеловечят, что больше смахивают на обычных людей, чем на полукровок). Показанный Хенди образ полувампира-получеловека со всеми особенностями и свойствами двойственной сущности вполне достойный (правда, хотелось бы, чтобы Магьер почаще кусалась... ну это ладно).
Помимо вампиров, принимают участие в истории и эльфы - тоже весьма качественного образца. Правда, в первой части присутствуют только полуэльф, являющийся одним из главных героев, и всего один чистокровный эльф, исполняющий роль второстепенного персонажа. Состав эльфов значительно пополнится уже позже, в последующих книгах.
Честно говоря, меня очень увлекают такие вымышленные существа как мистические вампиры и фэнтезийные эльфы и ещё родственные им полукровки вроде дампиров и полуэльфов. А тут авторы допустили в своей книге сразу две расы и парочку полукровок, приём не складывается впечатления сумбура сборной солянки - все указанные существа органично вписываются в мир, у каждого есть своё место и своя роль в истории, никто не болтается без дела чисто для фона.
Занятная вещь! Прочитала взахлёб на одном дыхании! Если по чесноку, то лично мне творчество Хенди даёт мощный заряд энтузиазма в творческом плане, за что я его люблю особенно.
6662