Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. Черный принц

Айрис Мёрдок

  • Аватар пользователя
    Аноним20 марта 2016 г.
    О, хотя бы однажды возлюбить другого больше, чем самого себя!

    Всякий раз, читая Айрис Мердок, я сталкиваюсь в лоб с собой, это столкновение обычно болезненно и никак не войдет в привычку. нет того рефлекса, что уберег бы человека от ожега при столкновении с собственной личностью.
    Брэдли Принстон (Черный Принц) - грустный мим, которому суждено на старости лет познать все грани бытия, что оставались незамеченными долгое время в суете дней и разменивании на недоотношения, недолюбовь, недожизнь. Жить вполовину, чтобы споткнуться о великое. Любовь заставляет его покинуть пределы тела во имя самого чувства. Всякое великое чувство находит место в произведении. Здесь же не только литература(по аналогии с мифом об Аполлоне и Марсии - божественная флейта) увековечила любовь, здесь возвысила чувство до страдания - смерть, при чем смерть абсурдная.
    Найти объяснение чуду, рассмеяться в лицо истине, споткнуться о собственный альтруизм на пути к святости, - классический абсурдизм, если абсурдизм способен быть классическим.
    Айрис умеет смеяться над блаженством своих героев. Что мы имеем:

    • 58-летний престарелый литератор со странностями влюбляется в 19-летнюю девушку. В народе это называется похотью, извращением, но никак не ассоциируетсся с теми сказками о любви, что мы впитываем, благодаря щедрым дарам Уолта Диснея.
    • Отношения двух литераторов смахивают на подавленную гомосексуальность. Кто слышал про завороженность словом?
    • Циничная реакция на смерть сестры отнюдь не воспринимается в извинительном тоне, а тем более плане метафизическом. И вновь возвращает к пункту 1.

    Однако, если избежать условностей, забыть о всех тех ярлыках, ценниках, что мы неуклюже навешиваем на ценности, выходит гимн человеческой любви, гимн перерождению из гусеницы в бабочку. Не по сезону, неожиданно, слишком поздно, однако из кокона легко выпорхнуло чудо. И тут взбеленились правила, что вынесли чуду смертный приговор.
    Это произведение - яркий пример несоответствия фабулы с сюжетом, ибо голая фабула знает множество несуразных, оскорбительных интерпретаций, лишь симфония сюжета порождает гимн человеку, что, по сути, оказывается двуногой растерянной случайностью.


    Почему даже безответная любовь приносит радость? Потому что любовь вечна. Человеческая душа стремится к познанию вечности, и только любовь и искусство, не считая некоторых религиозных переживаний, приоткрывают нам ее.

    Брэдли ворвался в вечность метеором, оставившим слабое свечение и диспуты ученых разного ранга, а более гольф в слова между случайными свидетелями чуда, что узрели в нем насмешку над их размеренной жизнью.
    Опасайтесь тривиальности, господа! Вы ее не излечите, но запачкаетесь изрядно! Благими намерениями, как известно, дорога в ад вымощена!

    22
    112