Рецензия на книгу
Бесы
Федор Михайлович Достоевский
johngere20 марта 2016 г."Все сбылось по Достоевскому"?!..
Достоевскому не посчастливилось, что Лев Гумилев не был его современником и он не смог, таким образом, ознакомиться с работами последнего, в частности, ознакомиться с теорией о пассионариях, так что для него революционеры - это "Бесы", а не пассионарии, которые участвуют в дальнейшем формировании суперэтноса, в нашем случае, российского. Кстати, все пророки также были революционерами - они всегда приходили с новыми идеями, отрицая старые устои. Что касается персонажей, изображенных Достоевским, - Ставрогин, Петр Верховенский ит.д., то они даже и не революционеры, а, скорее, игроки, которым скучно жить так, как живут их родители. Вот и вся их революционность.
Бытует мнение критиков, что Достоевский предчувствовал, что революционное «бесовство» еще принесет России и всему миру немало бед. Однако, «бесовство» может свободно обходится без эпитета «революционный» в контексте всего произведения. Все-таки, «Бесы», в частности, во главе с Нечаевым с их катехизисом далеки от революционеров, вооруженные теорией и программой.
А вот с высказыванием "Этот роман, в котором гениально угадано все то страшное, что произошло в России в грядущие десятилетия..." принципиально не согласен. И, по-моему, те критики которые называли роман «бредом», «белибердой», «клеветой», в частности Н. К. Михайловский, правы, утверждая: «...нечаевское дело есть до такой степени во всех отношениях монстр, что не может служить темой для романа с более или менее широким захватом»; в общественном движении нечаевщина «составляет печальное... исключение», «третьестепенный эпизод». И. С. Тургенев же утверждал, что «у Достоевского нападки на революционеров нехороши: он судит о них как-то по внешности, не входя в их настроение»."
Однако нужно учесть, что сам Достоевский в начале работы над романом отказался от простого обличения нигилистов и «мошенников-социалистов». Введя в роман фигуру «вождя» - Ставрогина, Достоевский показывает: трагедия современной ему России в том, что именно лидеры, кому полагалось быть лучшими, поражены безверием и образуют нечто вроде черной дыры, через которую врываются силы зла. Ведь рядом со Ставрогиным как бы усиливаются отрицательные качества у всех окружавших его: и у Шатова, и у Кириллова, и у Лизы, и у Петруши. К сожалению, это положение Достоевского оказалось понято еще менее.
Это нужно воспринимать как взгляд или понимание художника, а не философа, этнографа, историка или политолога.
В целом, роман имеет, прежде всего, художественную ценность.
5108