Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Трое в лодке, не считая собаки. Трое на велосипедах

Джером К. Джером

  • Аватар пользователя
    Mahaosha19 марта 2016 г.

    Трое в лодке и Монмаренси

    Всем Вам, наверное, известен сюжет этой повести. А если еще не известен – я Вам очень советую посмотреть советский фильм с Андреем Мироновым в главной роли. Я специально пересмотрела его, отметив, что режиссер очень бережно подошел к источнику и оставил большинство зарисовок автора. Конечно, в книге совсем нет любовной линии, но от этого фильм только выиграл.
    Жемчужиной прозы Джерома являются как раз эти юмористические зарисовки. Описания быта и нравов англичан в нелепом, смешном, но в тоже время ничуть не оскорбительном акценте. Все это перемежается описаниями природы Темзы и историческими экскурсами в прошлое тех мест, которые проезжают герои. Эти описания местами немного нудноваты, потому что многие имена и названия мест были мне незнакомы, и было сложно понять ироничность его замечаний.
    Следующая повесть «Трое на четырех колесах» - про путешествие нашей троицы в Европу на велосипедах уже избавлена от скучных описаний при том, что иронические вставки остались. Что сделало эту повесть даже лучше, чем «Трое в лодке, не считая собаки». Было только печально, что Монморенси здесь уже не было…
    Если просто описывать прозу Джером К. Джерома, то в первую очередь можно отметить этот самоироничный английский юмор. Мне он напомнил отчасти другого английского сатирика Вудхауса, а также своей краткостью и забавностью моего любимого Чехова. Конечно, этот юмор нельзя сравнить ни с американским тортом-в-лицо, ни с французским о-боже-это-мой муж – просто качественный юмор без вульгарности и пошлости. Комический эффект достигается простым, как и всё гениальное, способом гиперболы: рассказчик начинает вроде как правдоподобно, потом явно преувеличивает, ещё преувеличивает, ещё, и, когда, казалось бы, ситуация доходит до абсурда и чудовищнее уже быть ничего не может -- выясняется, что это только цветочки.

    Вторая жемчужина его рассказов и повестей – это его герои – обычные люди своего времени, с преувеличением какой-то национальной или поведенческой черты. Ложь рыбаков, чудаковатость, желание обмануть или заработать на простаках, попадание в забавные и нелепые ситуации. Хотя ты читаешь и понимаешь – в эти ситуации можно было бы попасть, они, в общем-то правдоподобны. А в некоторых ситуациях можешь узнать и себя – про то, как находишь у себя все болезни после чтения медицинской энциклопедии, про суету и непременно забытые вещи при собирании чемодана, когда ты упаковываешь тщательно зубные щетки, а потом понимаешь, что забыл почистить зубы или упорное нежелание чайника закипать, пока ты на него смотришь.
    Ну и, конечно же, масса выпуклых характеров и описание интерьеров. Читая книгу – не нужно напрягаться и долго представлять – описания легко ложатся на наше воображение и появляются перед глазами. А описание пейзажей показывает, что автор не только сатирик, но и романтик, который очень любит и Темзу и Лондон и пригорода Лондона и вообще всю Англию. Джером-романтик, чуткий и возвышенный, но без лишнего пафоса.
    А еще в повести часто появляются глубокомысленные размышления обо всем на свете. Особенно мне понравилось размышление о том, что все мы хотим то, чего у нас нет, и отвергаем то, что у нас есть:


    «Увы, так, видимо, всегда бывает в нашем мире. Каждый человек обладает тем, что ему совершенно не нужно, а тем, что ему необходимо, владеют другие.
    У женатых мужчин имеются супруги, которые им как будто ни к чему, а молодые холостяки плачутся, что им не на ком жениться. У бедняков, которые едва сводят концы с концами, бывает сплошь и рядом по полдюжине ребятишек, а богачи умирают бездетными, и им некому оставить наследство.
    Так же и у девушек с поклонниками. Те девушки, у которых много поклонников, вовсе в них не нуждаются. Они уверяют, что предпочли бы вовсе не иметь поклонников, что поклонники надоели им до смерти и почему бы этим поклонникам не поухаживать за мисс Смит или мисс Браун, которые уже в летах и не слишком хороши собой и не имеют кавалеров. А им самим поклонники совершенно не нужны. Они вообще никогда не выйдут замуж.»

    Из забавных моментов могу еще отметить, что Джером К. Джером любит переворачивать сюжет так, что в один момент герои ругают одну систему, а в следующий – прямо противоположную. Например. Когда они сидели на веслах – автор описывал, как весело мешать проехать этим противным катерам, которые едут без усилий сидящих. А когда они ехали на буксире подобного катера – он сетовал на болванов лодочников, которые мешают спокойно пройти по реке. И таких перевертышей в его прозе достаточно много.

    1
    45