Рецензия на книгу
Утонченный мертвец
Роберт Грэм Ирвин
Jana_Smirnova16 марта 2016 г.Книга-обманка. Во всех смыслах. В ней все не то, чем кажется.
Сначала возникает ощущение, будто главный герой Каспар и его лучший друг Оливер гонятся каждый за своим призраком, каждый за своей идеальной возлюбленной. Первый наделил всеми мыслимыми и немыслимыми добродетелями заурядную машинисточку, примечательную только смазливой мордашкой, а второй ударился в романтическо-мистические бредни. Первый в порыве чувств готов отречься от своих убеждений и стать "нормальным" рекламщиком, чтобы обеспечивать привычный комфорт машинисточкиной заднице, а второй отправился воевать в Испанию, дабы избавиться от третирующего его прекрасного и опасного "вампира сюрреализма". Первый разумен, а второй - сумасшедший? Вроде бы все так. Но не спешите с выводами. В действительности за призраком гнался только Каспар...
Увы, все многообещающее начало вылилось в банальную историю о любовном треугольнике: якобы-безумец оказался тем еще хитрюгой, разума чуть было не лишился наш весьма симпатичный и адекватный герой-рассказчик, пресловутый вампир сюрреализма оказывается всего-навсего мещанистой девицей, а ожидаемая глубина книги Ирвина - иллюзией таковой.Общее ощущение - разочарование. Ведь изначально я настраивалась на нечто многослойное, с легким налетом сюрреалистического безумия и загадочности. Автор так старательно описывает душевную смуту Каспара, что в один прекрасный момент помимо воли закрадывается подозрение: а существовала ли эта машинистка на самом деле? Подогревали эти соображения умело вплетенные в ткань повествования цитаты Шопенгауэра и рассуждения о природе объективного и кажимости. Правда, чем дальше, тем крепче становится уверенность: все будет либо очаровательно-неожиданно-по-хорошему крышесносяще, либо... Скажем так, до банальности просто. Жаль, что сбылись именно худшие ожидания.
И да, мне в упор непонятно, чего же в этой Кэролайн было такого рокового-притягательного, что делало молодых людей из категории "мыслящих" прямо-таки дураками. Красота? Но другие девушки из их тусовки были и столь же ярки внешне, и куда более интересны в плане личностном. Умение хорошо "динамить", набивая себе цену? Но меня не покидало подозрение, что, попытайся подобная особа выкидывать этакие фортели в реальной жизни, то рано или поздно ее личико утратило бы смазливость от абразивного воздействия кулака/кирпича. Таинственные "химия", "флюиды"? Никакого внятного объяснения я не нашла. Автор не утруждает себя даже придумыванием завалященького "обоснуя" или, на крайний случай, фактика, позволяющего читателю хотя бы вдоволь построить собственные предположения. Жаль, что в конечном счете приходится удовлетвориться вяленьким "ну допустим" и списывать все на навязший на зубах штамп "любовь зла".
Конечно, плюсов в книге много. Самый главный из них - весьма подробно, но без перебарщиваний переданная атмосфера тех лет. Жизнь, тусовки, мотивацию и чаяния художников-сюрреалистов Ирвин описывает очень увлекательно. Все жаждут свободы во всем: в самовыражении, в творчестве, в сексе, в поисках новых форм искусства и самих себя. 30-е годы, фашизм начинает свое шествие по планете, богемные Лондон и Париж, все восторгаются Гофманом, Бодлером и Рембо, классический конфликт "романтические стремления vs обывательское удобство". Вместе с вымышленными персонажами действуют реально существовавшие Дали, Элюар. Все это выглядело интересно и многообещающе.
Итог: это чтение я бы не назвала бесполезным, но и ощущение осталось не из приятных. Как будто ловкий торговец втюхал под видом заморской диковинки обсыпанную стразами проволочную заколочку... Но, с другой стороны, вынуждена признать: заколочки тоже надо уметь втюхивать, а заурядную любовную историю надо уметь рассказывать. Главное - преподнести и т.д. Рассказчик Ирвин хороший, спору нет. Но претендует книга явно на нечто большее. В том-то и проблема.
496