Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сообщение Артура Гордона Пима

Эдгар Аллан По

  • Аватар пользователя
    Аноним16 марта 2016 г.

    Опыт типологии Ужаса

    Это не рецензия, а скорее эссе на свободную тему, навеянную романом.
    Свободный, и оттого бессвязный полет мысли.
    Не читавшим роман читать не стоит, потому что без знания контекста смысла в прочтении этого текста нет.

    ***

    Какой все-таки чудесный текст!

    Многогранный, необычный, интересный с композиционной точки зрения, по-настоящему волшебный текст, главным предметом которого является Ужас.

    Прочитав различные аннотации, с самого начала начинаешь ожидать какого-то Ктулху (условное иррациональное зло, либо же морское чудище-кракозябру в прямом смысле). Все ждешь и ждешь, а "Ктулху", этот вселенский Ужас, не появляется. Зато По во всех красках изображает Ужас, заложенный в нас самих - Ужас беспечности, Ужас предательства и корысти, Ужас жестокости, Ужас суеверий - и все это завершается действительно страшным актом пожирания человеческой плоти. Это тот Ужас, что живет внутри и в определенный момент обязательно выходит наружу.

    И где корень всего того зла, которое кроется в человечестве? Можно ли объяснить злую природу человека, его Ужасную природу какими-то внешними силами? Это ведь действительно сложный вопрос, ответ на который, должно быть, искали философы, постулирующие отрицательный характер природы человека. По дает ответ, и ответ звучит следующим образом: Вся ответственность за человеческие злодеяния лежит на самих людях, потому что Зло - непременный атрибут человечества, начиная с первобытных времен.

    Во второй, "арктической" части романа мы наблюдаем тот самый первобытный Ужас, воплощенный в племени жестоких "полярных туземцев". Это общество, которое находится на начальной стадии своего развития, и уже на этой стадии оно являет собой воплощенное Зло, воплощенный Ужас, покрытый общественными устоями.

    Но человек - не самое ужасное, что есть в этом мире. И потому дикари так боятся белого. Помните главу "О белизне кита" из "Моби Дика"? У По символика белого практически такая же - именно белый цвет способен вселить в человека чувство животного страха, и По, в отличии от Мелвилла, дает абсолютно определенный ответ на вопрос "Почему так происходит?"

    Потому что белый цвет - это цвет Мирового Ужаса, который непостижимее и страшнее всего самого дикого, что может быть порождено человеком. Самое страшное в этом мире - не люди, а сам Мир, который никак не влияет на человека, не порождает Ужасы человеческой природы. Мир вообще никак не соотносится с человеком, и потому он ужасен - потому что непознаваем. "Ктулху" появится, но никакого развлекательного элемента это не внесет - потому что Мировой Ужас не призван развлекать. Он вообще ни к чему не призван, и оттого так страшен. Мы с нашим рациональным мышлением никогда не приблизимся к пониманию Мира, и оттого нам иногда бывает так страшно.

    А "Ктулху" появится, но мы даже не сможем заглянуть в его глаза. Потому что Абсолютное Белое нечленимо на части.

    Я вырезал это на холмах, и месть моя во прахе скалы.

    4
    119