Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Кафка на пляже

Харуки Мураками

  • Аватар пользователя
    zhrebii_broshen16 марта 2016 г.

    Рецензент: Мод Коулман

    «До того, как Эдисон изобрел электрическую лампочку, большинство человечества в буквальном смысле слова прозябало в кромешной тьме. А затем границы между внешним мраком, физическим, и внутренним, мраком душ людских, стерлись, и они смешались...»

    Стоит сказать, что я давно читаю Мураками и, по странному стечению обстоятельств, всегда почему-то обходила этот роман стороной.
    Сюжет «Кафки на пляже» напоминает слоеный пирог. Представьте себе, что каждая последующая глава – это пласт круто замешанного теста с добавлением абстракции, сюрреализма и психоделики, ингредиенты эти довольно-таки не пропорциональны по консистенции, где-то больше соли, где-то присутствует воздушная сладость повседневного спокойствия и тишины, а где-то есть суховатость, пресность. Итак, пласт за пластом сооружается некое подобие слоеного изделия. Между ними идет тонкая прослойка ирреальности с психологичностью жертв сюжета, а именно таковыми, на мой взгляд, здесь являются персонажи. Странная, вяжущая, но склеивающая все пласты накрепко воедино прослойка, отчего ближе к концу их уже не разделить. Отходит в небытие разрозненность историй, которые, чудилось, шли вообще параллельно друг другу и читатель задавался вопросом: "Как же вы будете связаны в итоге?"
    Бытовые описания Мураками с переменной последовательностью могут вас раздражать, а могут и нет. Тут уж на вкус и цвет. Мной, например, замечены, да, наверное, не только мной, а всеми теми, кто увлекается творчеством Мураками, что автор использует из книги в книгу кочующие детали – классическая музыка, чаще всего звучащая на старых пластинках, форма женских ушей, тренажерные залы, пробежки и бассейн, колодцы, чтение книг, определенный набор продуктов, которыми обычно питаются именно рассказчики и главные персонажи в его сюжетах, чистоплюйство, самостоятельность, одиночество. Список выходит порядочный. Да, это еще только цветочки, о ягодках – «клубнике» и прочей клюкве я лучше промолчу.

    «Одиночество бывает разное.»

    Персонажи «Кафки на пляже», да и, в общем, всех книг Мураками, как правило, одиночки со сдвигами. Они могут показаться вам тусклыми, скучными, обычными, ничем абсолютно непримечательными, но за всей этой серой завесой кроются нешуточные проблемы, воспоминания, странности, сюрреализм…
    В «Кафке на пляже» каждый второй персонаж таковым является.
    Хочется отметить кошек. Они очень явственно влияют на сюжет. Этакие проводники и помощники. Пожалуй, единственные существа, заинтересовавшие при прочтении. К середине романа вырисовываются три четких вектора – это персонажи, которые проходят своего рода обряд инициации. Кафка Тамура забредает в глубь мрачного леса, живущего своей жизнью, кипучей мглой и барьерами – довольно распространенное явление, вспомним только «Красную Шапочку» или «Гензель и Гретель», последние упоминаются в романе. Наката и Хосино добираются до места, которое старик искал. Парень по прозвищу Ворона и Хосино самореализуются и это главное. Человек всегда меняется по завершению путешествия. От отправной точки до конечного пункта может произойти масса событий, не совсем поддающихся логике, но этим и привлекательней.
    Нас пытаются увести в потусторонний мир, но чего-то не было у меня ощущения, что я попадаю за грань миров и т.д. Здесь автор смешал греческие мифы, восточные храмы, инопланетные явления, сверхъестественные способности, – получая, отдаешь что-то важное взамен, жестокость психопатов, Вторую мировую войну и т.д.
    Думаю, что не зря интуиция уводила меня прочь от этой книги, но решать только вам, рискнуть или нет.

    « — Даже случайная встреча связана с кармой прошлой жизни.
    — И что же это значит?
    — В мире все предопределено... Случайностей не бывает, даже в мелочах.»

    6
    98