Рецензия на книгу
Таинственный пасьянс
Юстейн Гордер
Psyhea14 марта 2016 г.Настолько же прекрасная, насколько сумасшедшая история. Книга одновременно скандинавская и среднеземономорская, историчная и фантастическая, философская и реалистичная. Я решительно не понимаю, как все это Гордеру удалось уместить в одну не слишком то и большую по объему книгу, однако же, факт - ему это определенно удалось.
Начнем с того, что пресная аннотация не передает даже сотой доли той интригующей истории, что скрывается под обложкой из рассыпающегося карточного замка. Ближе всего по сочетанию фантастики, путешествия по Европе и философии на квадратный сантиметр страницы из всего мною прочитанного до сих пор «Таинственный пасьянс» склоняется к Максу Фраю. Но философия Гордера скорее менее жизнеутверждающая и более глубокомысленная и космополитичная.
Сюрпризы и неожиданности начинаются с пролога, где, как и в пьесах, нам представляют действующих лиц и кратко характеризуют их. Причем сразу же выясняется, что помимо основной истории есть еще персонажи книжки-коврижки, которая далеко не сразу появится в тексте. Автор же покорил меня с первых же страниц легким, непринужденным и ироничным слогом, который неожиданно уместно звучит из уст двенадцатилетнего мальчишки. И даже странноватое и, казалось бы, неприемлемое «папашка» в обращении Ханса к отцу вовсе не режет слух, а скорее выражает более взрослую позицию героя, когда он периодически меняется местами со своим отцом и в ущерб собственным интересам потакает мимолетным прихотям родителя, будь то посещение очередного порта или перекур для философствования.
Философствование стоит выделить особо. Меня не покидало ощущение, что кто-то написал фантастическую версию романа Персига «Дзен и искусство ухода за мотоциклом». Точно также сын и отец находятся в дороге, точно также отец находится всю жизнь в каком-то непонятном окружающим экзистенциальном поиске. И точно также герои разыскивают то, что давно было потеряно. У Гордера это реальный человек – Анита Томас. Мать, сбежавшая 8 лет назад в поисках себя самой в Афины. Ощущение, что кто-то добрый переписал для меня Персига было тем более абсолютным, что отец нередко обращался к античным философам, а по приезду в Афины, на территории Акрополя выдал такой проникновенный монолог, что впору было подняться на ноги и захлопать в ладоши. Да и вообще философия Гордера оказалась удивительно созвучна моей душе, поэтому я читала «Таинственный пасьянс» не только с замиранием сердца, но еще и залпом, не могла оторваться, пока не дочитала до конца))
Фантастическая часть – это отдельный восторг. Увлекательная и завораживающая фантазия на тему кэролловской Страны чудес, а точнее ожившей колоды карт. Особенно я оценила мастерство автора, когда интрига не только не раскрывается при получении новой информации, но даже наоборот, нарастает и взрывается фейерверком в самом финале. А для самых нетерпеливых и дотошных по тексту разбросаны подсказки, которые позволяют до какой-то степени предугадать развязку, но никак не ее размах и эпичность в контексте всей книги.
Невероятно мне понравилась эта история, в ней, пожалуй, собрано все, что я люблю: утонченная философия, две временные линии, одна из которых в прошлом, фантастический мир в духе «Алисы» и ребенок, который с увлечением читает таинственную и волшебную книгу. А еще я теперь твердо знаю, что Тройка бубен чаще всех расстраивается до слез, Десятка пик очень вспыльчива, а Туз червей постоянно теряется. =)
ИТОГО: Потрясающая книга. Простая с виду, но многослойная и непредсказуемая, как пасьянс. Ненавязчивая и глубокомысленная одновременно.
P.S. Кажется у меня только что появился любимый скандинавский автор.
26204