Рецензия на книгу
Дона Флор и два ее мужа
Жоржи Амаду
Аноним15 июня 2010 г.А вот интересно, не с Амаду ли началась мода на кулинарные романы? Жизнь маленького городка, со всеми его специфическими жителями, приправленная изысканными гастрономическими деликатесами - не по этому ли принципу пишут Джоанн Харрис, Джулия Стюарт, да и многие другие.
У бразильского писателя в "Доне Флор", помимо того, фигурирует и другая ставшая модной ныне душещипательная тема - как пережить смерть близкого человека, в данном случае, молодой вдове - гибель мужа...
Амаду удалось создать очень приятный роман, воспевающий прелести телесной жизни. Но, как бы он мне ни понравился, приходится признать, что читала я его долго, маленькими порциями. Стиль бразильского писателя слегка витиеват, простейшая, казалось бы, мысль, пережевывается так и эдак десяток страниц.
Кроме того, персонажей уж очень много. Как говорится в предисловии, их в "Доне Флор" 304 (!), 137 из которых - реальные лица, выведенные в книге даже под своими собственными именами. Будь персонажи более выдуманными и эксцентричными, читать книгу было бы легче и на первый взгляд даже приятнее...
Однако!
Не зря талант Амаду общепризнан. Вот и эти все как будто бы недостатки создают приятный "сказительский" стиль. Как будто Амаду не пишет, а рассказывает историю своих соседей добрым гостям своей родины.
И именно во время чтения "Доны Флор" мне стало понятно, что такое магический реализм. У бразильского писателя реализм самый настоящий, стопроцентный, ну, не поспоришь, однако ж и вправду - магический... О языческих буднях самой большой в мире католической страны, впрочем, разговор отдельный.
Амаду потрясающий стилист. И весь его роман - как бы и не роман на самом деле, а просто длинная сплетня, рассказываемая-пересказываемая болтливыми кумушками в солнечном переулке далекой Баии.35142