Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Часодеи. Часовой ключ

Наталья Щерба

  • Аватар пользователя
    Аноним11 марта 2016 г.

    Я выросла на сказках и фэнтези. Не на "Трех мушкетерах" и "Острове сокровищ", а на "Хоббите", Поттериане, Рэдволле, Чарли Боне, Котах-воителях. Посему, соответственно, отношусь к сказкам и фэнтези с особым трепетом. На "Часодеев" я возлагала большие надежды, рассчитывая, что они ненадолго вернут меня в детство, а прекрасное оформление эти надежды подстегивало. Увы и ах!
    Начну с идеи. Она действительно интересная и оригинальная: часовая магия, два мира, феи, ух! Наталья Щерба, без сомнения, постаралась, создавая данный мир, и в этом же заключается один из главных его минусов: он слишком... лоскутный. Вот вам единороги, которые на самом деле тут тонкороги. Вот вам фейры, не перепутайте их с фейри, ведь фейры лишены магии. Вот вам щепотка русалок, фей, непонятных кругов, ключей - и никаких объяснений! Для детской книжки очень важно, чтобы читатель отождествлял себя с главной героиней (героем), разумеется. Но когда это заключается в том, что читатель через каждые пару страниц не понимает, что происходит, как и главная героиня... ну правда, это нехорошо сказывается на общем впечатлении от книги. Автор дает информацию о мире такими неумеренными вбросами, что к середине хотелось схватиться за голову и завопить "Да объясните уже, что все это значит!". При этом сюжет несется вперед с бешеной скоростью, не позволяя тебе как следует оглядеться по сторонам и постараться вжиться в мир. А я хотела вжиться в мир. Хотела ощутить его атмосферу, его магию. Не ощутила.
    Герои довольно странные. Такое чувство, будто автор пыталась придать жизни картонным шаблонам из низкокачественного фэнтези, но переборщила. У всех постоянно перепады настроения, все или кричат, или шипят, или подозрительно щурятся. Главная героиня Василиса не вызывала никаких эмоций. Поначалу я радовалась, что она молодая гимнастка, наконец-то в фэнтези появился герой с увлечениями и характером!.. Но нет. Вроде бы проявляя эмоции по поводу творящегося вокруг, она остается какой-то невозмутимой и спокойной. На отсутствие отца она реагирует невозмутимо. На то, что ее бабушка - не ее бабушка, она реагирует невозмутимо. На то, что в мире есть магия, как она реагирует?.. Верно, невозмутимо! Да, она называет Елену сумасшедшей, но в целом достаточно легко и просто принимает и свое магическое происхождение, и семью, от которой ее столько лет скрывали, и путешествия между мирами. Кроме того, она еще и Мэри-Сью: и ключи ей все достаются, и она вся такая особенная, и высшую степень она получает, ах, как хорошо! Имена для героев, к слову, автор выбирала очень странно: сочетание "Нортон Огнев" вызывало у меня приступы смеха.
    Мотивации у героев особой не наблюдается. Василисе тяжело сочувствовать, потому что у нее нет цели. У героев фэнтези и сказок, попадающих в передряги, есть цель. Этому учит детей Гарри Поттер, который бросается за философским камнем, чтобы защитить друзей. Этому учит мышонок Матиас, который встает на защиту аббатства, заменившего ему родной дом. Этому учит котенок Огонек, преданный племени, приютившему его. У Василисы просто нет выхода. Ее болтает из стороны в сторону, она не знает сама, чего хочет, и повинуется течению, которое несет ее, несет, а куда - она и сама не знает.
    Нортон Огнев, будучи важной шишкой, при этом даже не может удержать дочь в своем доме. Настолько умный и влиятельный человек должен был найти такой подход к девочке, чтобы у нее и мысли не возникло бежать. Что мешало ему притвориться на время хорошим отцом, чтобы было проще использовать ее в своих целях? Или он в самом деле не ожидал, что Василисе не понравится, что ее запирают в сарае до вечера? Более того, Нортон-старший слишком сильно напомнил лорда Азриэля из "Северного сияния". При том, что отцу Лиры он очень уступает и умом, и харизмой, конечно же.
    Фэш, довольно многообещающий персонаж, также стал плохой пародией на тех самых мальчиков, в которых принято влюбляться главным героиням в подобном фэнтези и young-adult. Ну зачем, зачем в детскую книгу про 12-13-летних ребят вводить любовную линию?
    Мораль, которой должны научить "Часодеи" детей, тоже осталась смутной. Ценить родителей, потому что вам мог попасться и такой вот Нортон Огнев? Заботиться о братьях-сестрах? Быть бесхарактерной Мэри-Сью? Нет, конечно же, из книги можно вынести довольно банальные истины, но в том-то и дело, что они банальны и просты.

    В завершение хочу сказать, что многие полагают правильным оправдывать эту книгу, ибо НУ КАК ЖЕ, ОНА ПЕРВАЯ. Нет, господа. Первую книгу нельзя оправдывать ни в коем случае только потому, что она первая. Первая книга должна завлекать Первая книга должна интриговать. Первая книга должна побуждать читателя продолжать знакомство с серией не потому, что "эх, ну может хоть вторая-третья-четвертая будет лучше и раскроет этот мир", а потому, что "ЧТО ЖЕ БУДЕТ ДАЛЬШЕ?". Первая книга должна быть идеальна.
    Я не могу назвать "Часовой ключ" самостоятельным произведением, это всего лишь введение к самой серии, загадки, на которые ответы мы узнаем только потом. В ней много недостатков, много недоработок, и это лишь усугубляется тем, что основная читательская аудитория - дети и подростки.

    19
    261