Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Человек случайностей

Айрис Мёрдок

  • Аватар пользователя
    Аноним10 марта 2016 г.

    Это была всего лишь случайность

    Готовы ли вы нести ответственность за свои поступки? Нет?! Ах, вы думаете, что все произошло лишь по воле случая! Понятно. Ну что ж, посмотрите, что стало с теми, кто думает так же, как и вы.

    Героям романа чудовищно не везет. Кто-то столкнулся с горем в прошлом, кто-то переживает его сейчас, кто-то будет несчастлив лишь несколько недель, а для кого-то уготован трагический конец. Рефреном, как мантра, как аутотренинг, повторяется: «Это случайность, обыкновенная случайность! Да с каждым может такое случится! Ты ни в чем не виноват!» Но так ли это на самом деле?

    Перед всеми героями встает вопрос выбора и долга: нужно ли возвращаться на родину по настоянию родителей, ухаживать всю жизнь за больной матерью, оплакивать потерянную любовь, приносить себя в жертву, предлагать непрошенную помощь, помогать случайным людям на улице и убогим, помогать человеку, который сеет вокруг только несчастье? Да уж, выбор непростой! Сложнее всего дело обстоит с помощью. Гарс проходит мимо – умирает человек. Людвиг проходит мимо – умирает человек. Однако по счастливой случайности целых две попытки самоубийства заканчиваются неудачей – какая ирония судьбы! Казалось бы, вот и ответ – помогать всем. Именно так поступают Клэр и Джордж. В собственных глазах они выглядят благородно, считая своим долгом насильно навязывать помощь, но со стороны мы видим, как они смешны, когда поступками отчаянно пытаются заткнуть свою духовную пустоту и заглушить горечь утраченных возможностей. А самый главный контраргумент облечен в плоть и кровь – Остин. Помощь Остину лишь подпитывает его безответственность, лишь усиливает таящуюся внутри него и смертельную для окружающих заразу. Мердок не дает правильного ответа, она лишь ставит под сомнение общепринятые нормы – выбор всегда за вами.

    В романе нет плохих и хороших героев, как нет главных и второстепенных. Есть только герои, сознающие или не сознающие свою вину, которая неразрывно связана со сделанным ими выбором. Еще бы, удобно все время перекладывать ответственность на случай! «Случай виноват, не ты!» - пытаются подбодрить, оправдать. А все потому, что страшно посмотреть в зеркало. При этом кто-то, как Шарлотта, боится заглянуть в себя, а кто-то, как Дорина, боится из себя выглянуть наружу. Но никому не избежать вопроса, кто он на самом деле. Всем, кроме -


    Разве может то, что случилось так быстро, иметь такие тяжкие последствия?

    - кроме Остина. Остин – это «человек из зеркала», его представления о добре и зле абсолютно искажены и извращены. Он считает себя героем, случайно попавшим в плен невезения, но на самом деле он вампир, который высасывает жизнь из всего, что попадется у него на пути. Грейс говорит, что боится заразится от него невезучестью – и она совершенно права, потому что Остин абсолютно точно погубит их всех, и при этом и глазом не моргнет! Для него не существует ничего – только он сам. Только ему должны, только перед ним все виноваты, только он прав. Они с Мэтью, как два мага, зачаровывают женщин: один возбуждает к себе жалость и материнские чувства, другой – любовь и безграничное доверие, тем и существуют, но при этом рушат надежды и жизни тех, кто случайно оказался рядом.

    И читатель, и автор полностью отстранены от происходящего и выступают только как наблюдатели: рассказчик не дает оценок, читатель не может себя отождествить ни с одним из героев. Мердок не пытается описывать общество или высмеивать пороки. Внешние обстоятельства практически не влияют на замкнутый мир героев, которые как будто бы находятся вне времени. Она не показывает сложных, многогранных персонажей, но через них исследует границы нравственности и заставляет читателя пересмотреть собственное представление о долге, предопределенности судьбы и ответственности за свои поступки.

    Мердок умеет удивительно точно описывать ситуацию через реплики, не называя действие напрямую, тем самым создавая эффект полного присутствия. Сцены светских вечеринок, состоящие из обрывков услышанных фраз, позволяют нам реконструировать происходящее до мельчайших подробностей, как будто мы сами переходим от одной группы людей к другой и слышим сплетни-сплетни-сплетни маленького мелкого мирка. Сенсация! Сенсация! Жизнь других как спектакль, спешите занять места в первом ряду. С письмами немного по-другому, чувствуешь, как будто подглядываешь в замочную скважину. По первым же строкам, не зная подписи, можно понять, кто автор, потому что даже при описании одной и той же ситуации акценты расставлены по-разному. Мы видим, что больше всего занимает ум каждого из героев и как каждый из них читает между строк только то, что его волнует. Это подчеркивает бездну непонимания, пролегающую между людьми, опять же по воле случая оказавшихся связанными друг с другом семейными или дружественными узами.

    12
    250