Рецензия на книгу
Честный проигрыш
Айрис Мёрдок
Аноним9 марта 2016 г.Я снова и снова возвращаюсь к Айрис Мердок и в планах прочитать все ее книги. И, конечно же, собрать полную коллекцию, к чему я уверенно иду. И как всегда встреча с Мердок неожиданна. Данную книгу мне посоветовали в рамках игры "ТТТ", как лучшую книгу, которую читали у автора.
Однозначно, для меня это не лучшая книга Мердок, но это она самая. Старая, добрая Айрис. Хотя это сказано с сарказмом. Снова она знакомит нас в небольшой круг людей, так сказать "интеллектуалов", которых связывают родственные и любовные отношения. В книге фигурирует всего 9 персонажей и Мердок жонглирует ими как хочет.
Итак, перед нам идеальная семейная пара средних лет - Хильда и Руперт, которые празднуют очередную годовщину свадьбы. Все у них замечательно, вот только единственный сын - Питер, девятнадцатилетний первокурсник Кэмбриджа, бунтует и не хочет возвращаться в университет. У Руперта есть младший брат - Саймон. Он гей и сожительствует с коллегой своего брата - Акселем. У Хильды тоже есть младшая сестра - Морган, которая после любовных неудач надолго уехала в Америку и спустя почти три года возращаеться в Англию. Здесь ее дожидается законный муж - Таллис, хотя она давно бросила и изменила ему. Вместе с Таллисом живет его больной отец Леонард. И финальная фигура книги - любовник Морган, тот кто разрушил ее семейный очаг и в последствии не одну жизнь - Джулиан.
Джулиан - интригант и манипулятор. Он любит играть с человеческим жизнями. И однажды поспорив с Морган о том, что может легко разрушить самую счастливую пару - начинает свою игру. Мердок мастерски показывает, как легко разрушить отношения между людьми несмотря на мнимое счастье и долгие годы сожительства. Достаточно одной искры, чтобы разгорелся костер.
В книге нет ни одного приятного персонажа, в этом одна из главных особенностей книг писательницы. И хотя Джулиан злодей и я обязана его ненавидеть, по правде говоря этот персонаж вызывал во мне самые положительные эмоции. Возможно, потому что я восхищаюсь людьми, которые могут руководить другими как им вздумается. Ведь не каждый это сможет. И еще он был честен - не играл, как остальные. Он всего лишь хотел доказать свою правоту.
- Люди так легко заводят друг друга! Стоит поставить в затруднительное положение трех эмоциональных, сравнительно умных людей, и. вместо того, чтобы попытаться спокойно общаться друг с другом, они изобретают некую форму коллективного помешательства.
- Да.
- Эгоизм, несомненно, всему причиной. Они готовы на самые ужасные каверзы лишь бы не допустить мысли, что оказались в дураках ил потеряли контроль над ситуацией.
Джулиан буквально за несколько недель разрушил "идеальный брак" Хильды и Руперта, а Морган сама попала в ловушку, которую создала. И что ему понадобилось? Всего несколько писем и пару намеков. И вот большая любовь рушиться, уступая место лести, самомнению, возбуждению и эгоизму. Браво, Айрис. В ее строчках скрыт настоящий постмодернизм.
И по сути своей кто были герои ее книги? Большинство из них слюнтяи - Саймон, Таллис, некоторые крайне неприятные - Леонард, кое-кто потерянный - Питер, Морган и один очень холоден и замкнут - Аксель. А Руперт и Хильда -слепы. И среди всех этих людей, неужели манипулятор Джулиан самый плохой? По моему мнению, нет! Возможно, печальные события финала и его вина, но лишь отчасти, ведь он запустил механизм. Но ведь люди сами в ответе за свои действия.
Хотя в книгах Мердок нет ничего "теплого", они меня притягивают. Я не всегда их понимаю, но пытаюсь из раза в раз. Постмодернизм завязан на игре, бессмыслии жизни, невозможности любви. И хотя это не мой любимый жанр книг, я все равно под властью имени "Айрис Мердок". Без всякого на это логического объяснения.
12525