Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ноктюрны. Пять историй о музыке и сумерках

Кадзуо Исигуро

  • Аватар пользователя
    Аноним5 марта 2016 г.

    За Исигуро я принимаюсь, точно зная, что меня ждёт: легкая меланхолия и светлая печаль.
    Атмосфера, которую читатель получает, читая эти рассказы, очень легкая и именно светло-печальная, несмотря на то, что все рассказы повествуют о просранной жизни. Уж не знаю, могу ли я связать лёгкость атмосферы с темой музыки, но я постараюсь: четыре рассказа проникнуты мелодиями, которые играют сами герои (две гитары, саксофон и виолончель), и один - музыкой чужой. По этой причине он как бы стоит особняком, но я всё же не скажу, что он лучший. Что ещё общего у всех рассказов - они все с "открытым концом", и некоторым это абсолютно не идёт в плюс.
    В каждом рассказе новые герои, но в четвёртом по какой-то причине фигурирует дама из первого. Уж не знаю, было это сделано потому, что она просто нравится автору, или конкретно из-за её истории. Я ничего против неё не имею, в конце концов, именно рассказы с участием Гарднеров мне понравились больше всего. Просто было странно обнаружить эту связь, когда другие рассказы не связаны никак (ИМХО, стоило поставить четвёртый рассказ последним - тогда в этой связи появился бы смысл).

    Здесь подробно и со спойлерами.


    1. Звезда эстрады
    Мой несомненный фаворит. Прощальная серенада Тони Гарднера запала мне в душу, и сама идея, попрекающая известное "с любимыми не расставайтесь" прекрасна.
    2. И в бурю, и в ясные дни
    Рассказ внезапно не о музыкантах. ИМХО, он не просто стоит особняком от остальных рассказов - он тут лишний. Как будто ну вон он был у автора, а тот не знал, куда его приткнуть. И здесь "открытый конец" нелепее всего выглядит - к чему вообще автор стремился? Вот вам трое друзей, один капитально просрал свою жизнь, остальные двое поженились и делают вид, что ничего не просрали. Вот вам немножко подозрений, вот вам пара абсурдных моментов. Сами разберётесь, что со всем этим делать.
    3. Молверн-Хиллз
    Вот вроде ничегошное начало романа бы получилось. Но это не роман. И ниточки повествования просто повисают.
    4. Ноктюрн
    Осмелюсь предположить, что заглавный роман сборника (сужу и по объёму, и по названию). Снова появляется Линди, уже разведённая с Тони Гарднером, но по-прежнему любящая его музыку. Талант и признание - разные вещи, далеко не всегда (если не почти никогда) идущие рука об руку. Я считаю, что он должен быть последним в сборнике, потому что он (как и первый) имеет вполне закономерный (пусть и открытый) конец, он не выглядит притянутым за уши, он делит с первым одних героев и в каком-то смысле одну тему, он бы свёл весь сборник воедино.
    5. Виолончелисты
    Возвращаемся в ту же Италию из первого рассказа, место бродячих оркестров и неожиданных встреч. В этот раз мы встречаемся с двумя талантливыми виолончелистами, одна из которых, как ни пародоксально, не умеет играть. Потому что если она будет учиться, учителя загубят её дар. Ну ничего себе. Я не отказываю этой даме в музыкальном слухе, она всё-таки кое-что дала парню, как музыканту, но с тем же успехом повлиять на его игру могли и банальные чувства к ней.

    3
    80