Рецензия на книгу
Чемодан
Сергей Довлатов
Аноним5 марта 2016 г.Художник о художнике...
Надо предуведомить, что это первая книга, мною читаемая, сего автора. Информацией про самого Довлатова, как и о чем он пишет, я не располагал. Да и лениво было "гуглить"... но таки пришлось, когда созданный мной образ героя начал расходиться с текстом.
В начале повествования в моем воображении главный герой предстал как энергичный, инициативный весельчак, душа компании, да и выпить не дурак, словом рубаха-парень, однако первой монеткой в копилку смуты и сомнения стала фамилия главного героя, которая совпадает с фамилией автора не менее, чем полностью. "Что-то не то" - подумал я. Честно признаться, я списал это на скудные способности автора к подобного рода выдумкам. Чуть позже я догнал, что это-де моменты из жизни автора (когда по очереди сравнивал тексты со статьей в Википедии: родителей, жен, места работы...). Такое бывает, когда читаешь книги по советам всяких там, не озадачив себя прочтением аннотации.
Когда-то я довольно много пил. И, соответственно, болтался где попало. Из-за этого многие думали, что я общительный. Хотя стоило мне протрезветь - и общительности как не бывало.Часть вины, конечно, в этой моей оплошности лежит еще и на несоответствии названий книг, которые посвящены биографиям, с моими ожиданиями. Мне раньше думалось, что подобные книги непременно в заглавии своем должны содержать слова "биография" или "мемуары" или хотя бы иметь что-то притяжательное. Но автор рассудил иначе, ведь он художник, он так видит. Я это к тому, что все биографии, тем более с префиксом "авто", интересно читать. Немалая доля популярности, которой удостоились его книги, уверен, кроется в этом. Ведь отношение уже совсем другое, нежели к сказкам и прочим фантазиям.
Теперь мне видится, что читать Довлатова, по крайней мере данную книгу, нужно, представляя главного героя с каменным выражением лица и уставшими глазами, которое на каждое событие мимикой своей говорит: "ну, я ничего другого и не ожидал". И когда уж совсем происходит что-то "метафизическое", то разводить руками и произносить бессмертное: "shit happens", тем самым демонстрируя полную отрешенность от происходящего, от "собачьей советской действительности". После середины (а книга сама по себе небольшая, и это значит уже где-то через час-полтора чтения) я перестал смеяться и проникся сочувствием к автору. Если он себя и называет "диссидентствующим лириком", то любой, даже слаборазвитый психолог, назовет его "закоренелым флегматиком". И, наверно, с его стороны очень умно было облачить свои едкие внутренние монологи в книги, к сожалению, не хватает только транспаранта: "Ударим равнодушием по мертвой идеологии". Правда, вот зарывать эмоции, особенно негативные, а еще хуже антисоветские, в книги, что в целом значит, скапливать их в себе - моветон, вредно для... сердца. Не повезло со страной, так с женой все более чем хорошо. По темпераменту они оказались одной крови.
Так мы и жили - рядом, но каждый в отдельности.К явным достоинствам книги можно отнести ее краткость (или немногословность), читается легко и живо, буквально, за один вечер, в общем, это еще благодаря простому слогу автора: понятно и без утайки, все честно.
К явным недостаткам книги, с пеной у рта, провозглашаю: "сколько же можно пить, товарищи?". В каждой истории напрямую или косвенно упомянута бутылка. Писалось словно под призму шаблона типичного русского. Что за низменный материализм? Без алкоголя не бывает ни приключений, ни смеха?
Если мы сейчас остановимся, это будет искусственно. Мы пили, когда не было денег. Глупо не пить теперь, когда они есть.Вот теперь не знаю хочу ли я продолжить читать Довлатова, али нет. Боюсь, как бы не испортить сложившееся нейтральное отношение к нему. Скорее, здесь лучше подойдет слово "спокойное", т.е. я спокойно могу, как и читать, так и не читать, как ничего не приобрету, так и не потеряю. Уверен, что у многих советских, да и российских тоже, граждан, имеются истории не хуже, а может даже и лучше, только все эти истории, так похожие на анекдоты, рассказываются устно. А сейчас вообще модно поднять какую-нибудь социальную, политическую или экономическую проблему России, снять про нее фильм и обозвать комедией. Смежно же, верно?
Книжный вызов 2016: 6/30.
С флегматичным приветом, Павел Петров.
656