Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Луна и грош

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    grt_pretender4 марта 2016 г.
    «..человек не то, чем он хочет быть,
    но то, чем не может не быть».

    Одна из первых вещей, которые понимаешь при близком знакомстве с любым творческим обществом, заключается в том, что человек может быть хорошим художником (музыкантом, писателем и т. д.) и при этом совершенно неприятным человеком. Это может поначалу запутывать, хотя на самом деле все очень логично. Крен в одну сторону неизбежно дает крены в другую. Конечно, это сильно разочаровывает доверчивых людей, которые искренне верят в штампы вроде «талантливый человек талантлив во всем», «раз он так пишет, он и сам в высшей степени интересен», «рядом с ним я становлюсь лучше» и т. д.

    Стрикленд как раз из таких. Картины его настолько прекрасны, что рассказчик так и не смог найти слов, чтобы их описать=))) Это, кстати, делает их еще более нереалистичными, скорее даже символичными. Так что по факту в книге представлен человек с претензией на оригинальность и непосредственность своего искусства и с совершенным пренебрежением к жизни и людям. Его несомненно отличает одно – стремление рисовать, то, что мой любимый Ролло Мэй называл поиском формы. Остальное ему безразлично. Что говорить, даже результат его работы для него не важен (тем более что он всегда бледнее замысла). Зато сам процесс... Фрейд был бы счастлив от такого образа художника, которому необходимо периодически выпускать пар, иначе хуже будет). Такое искусство подобно конвульсиям. Гений, доведенный до крайности. Весьма опасный миф.

    Хотя и встречается мнение, что эта книга о жертвах, которые приходится приносить художникам ради своей мечты, на мой взгляд, она скорее о другом угле зрения – о неприятии и непонимании обществом таких людей. Выпадение из системы тяжело простить. Да и странности свои было бы уместно оставлять при себе, не так ли?)

    Другой вопрос, стоит ли такая работа того, чтобы переступать через других, оскорблять их, вроде бы опосредованно, но включать в свою жизнь и привязывать к себе? Подобные гении интересны как образ, однако на практике от них лучше держаться подальше. Их любимый лозунг «Ну, я же тебя ни о чем не просил/я же тебе ничего не обещал». Они активно привлекают к себе мучеников, жертв со стажем, а также тех, кто способен оценить их творчество и при этом мириться с резкими переменами в их настроении. Образ Дирка Стрева просто прекрасен, хотя он тоже преувеличен, фактически он зеркально отражает Стрикленда (с грустными для себя последствиями).

    Одно из несомненных достоинств книги – она прекрасно написана (и переведена). Читать ее просто физически приятно. Кстати, когда я читала ее первый раз (а это было более 10 лет назад), я как-то не замечала, какой Моэм язвительный. Его рассыпанные по тексту шпильки, что называется, милы и непосредственны. А если говорить о Стрикленде, то полезно не забывать, что это лишь один тип одаренного человека, который, однако, прекрасно иллюстрирует известную фразу «Если можешь не писать – не пиши» и противоположный ей вариант. Здорово было бы добавить сюда «Если можешь не мешать другим – не мешай», но это пока что утопия)

    9
    36