Рецензия на книгу
Перебои в смерти
Жозе Сарамаго
Аноним3 марта 2016 г.У Сарамаго практически все начинаются с идеи "а что, если бы" - одного (или двух-трех, как здесь) фантастического допущения, которое раскрывается уже в повседневном и всем знакомом мире. А что, если смерть перестанет выполнять свои обязанности. Обрадуетесь, люди, да? Но это сначала обрадуетесь. А потом посмотрим еще, как запоете, да-да.
И абсолютно логично, что этот роман сравнивают со "Слепотой" - все-таки и там такой прием использовался, но там была тяжелая драма с тьмой и всей низостью человеческой натуры, а тут выбран абсолютно иной тон. О маленькой неизвестной стране, где смерть вдруг решила взять отпуск, Сарамаго рассказывает с черным юмором (а какого еще цвета может быть юмор, когда речь идет о смерти?), в некоторых местах - даже с сарказмом. Причем сарказм этот сквозит через весь текст, что в отношении к основной идее, что в деталях.
Размышления Сарамаго на эту тему сами по себе интересны, как интересно и второе его допущение: что произойдет, когда смерть решит вернуться. И снова отчаяние, и снова всякие психологические пертурбации, а когда они заканчиваются, Сарамаго показывает смерть уже не в масштабе человечества, а в масштабе отдельного человека. Вот был целый оркестр, а вот звучит соло. Вот бессмертие в общем понимании, а вот личное, камерное. Рассуждение, имхо, чуть попроще, чем первые две трети, хотя, если вдуматься, какой еще мог быть итог?..
Но в любом случае, очень здорово снова окунуться в фирменный стиль Сарамаго - с пренебрежением к разбивке на абзацы и знаки препинания, с вставленными в общий текст диалогами - из-за чего звучит он, как бурный звонкий поток, который увлекает читателя и заставляет нестись по тексту до конца без остановки. Да, он немного многословен, он иногда растекается мыслью по древу, но это его фирменная черта, и от нее нисколько не становится скучнее. Кстати, в одном месте он сам себя на эту тему стебет.
Тему страха перед неотвратимым, смерти и ее отношений с человечеством уже не раз затрагивали многие авторы. Уже непросто в ней сказать новое слово. Например, мне "Перебои в смерти" в какой-то момент напомнили Геймана, его историю, где смерть на один день становится человеком. Но при некоторой схожести событий история Сарамаго все-таки абсолютно самобытна. И увлекательна.
1777