Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь взаймы

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним3 марта 2016 г.

    Memento mori.

    Как глупо люди порой распоряжаются своей жизнью. Конечно, я имею ввиду не моменты осуждения либо тщеславного «я знаю, как надо жить». Нет, я говорю о тех редких моментах, когда человек вдруг осознает, что тратит себя на совершенно пустые и ненужные вещи: злость, ревность, обиды, бытовое жлобство, на неподходящих людей и на занятия, не приносящие ни удовольствия, ни пользы.

    Лилиан Дюнкерк больна туберкулезом и понимает, что жить ей осталось считанные месяцы. Осознание конечности собственной жизни ставит перед ней выбор: что делать дальше – послушно остаться доживать свои дни в тихом санатории или ринуться в головокружительный водоворот жизни, которой 24-летняя девушка толком и не видела? Лилиан выбирает второе. На этой же почве она спелась с гонщиком Клэрфе, у обоих нет будущего: он живет от гонки до гонки, а она – от приступа до приступа. Точнее, сначала ей так кажется, у Клэрфе оно хоть и туманное, но есть.

    Болезнь наделяет девушку какой-то безумной жаждой жизни, такой, что можно только позавидовать. Ее нельзя ни за что осудить, ни за расточительность, ни за эгоизм, ни за сумбурный инфантилизм некоторых поступков. У нее не так много времени, чтобы терять его на «здравые рассуждения» и «разумные действия». У нее осталось время только на истинные чувства и эмоции. И пусть это будет легкомысленная покупка самых модных нарядов, решение жить в первом попавшемся отеле, отказ от диетической кашки в пользу морских ежей, креветок и изысканных вин, пусть это будет спонтанная поездка в театр в самом красивом городе. Она наслаждается каждым мгновением, светом, проникающим через витражи часовни Сент-Шапель, морем, дождем и ветром. Живет взахлеб.

    По идее, романтическая часть моей натуры должна была воспротивиться решению Лилиан уйти (читай - сбежать) от Клэрфе. Ведь как же так? Он любит ее, она – его, почему бы ей не принять предложение руки и сердца? Но не тут-то было. Ни малейшего протеста в моей душе. Не для того она покинула унылый швейцарский санаторий, чтобы оказаться в золотой клетке с человеком, который сам того не сознавая, задушил бы ее своей любовью.

    Но, как обычно, жизнь вносит свои коррективы. Концовка не неожиданна. Но как точно Ремарк делает аналогию между жизнью и любовью: что имеем – не храним, потерявши – плачем. И еще мне подумалось, как хорошо, что последние слова, которые Клэрфе слышал от Лилиан были согласием. Пусть они и были обманом (один из редких случаев, где я могу оправдать ситуативную ложь).

    Кого мне действительно жаль, так это Бориса Волкова. Наверное, никто не мог понять Лилиан так хорошо, как он, ведь когда-то он прошел тот же путь.

    Это потрясающая книга, и пусть она повествует о том, о чем каждый знает, но учит по-настоящему ценить каждое мгновение жизни и не растрачивать ее на ерунду. Как бы банально это ни звучало. Нет, она не призывает в одночасье вбухать все сбережения в наряды от кутюр или прокутить в казино, отдавшись в руки госпоже Удаче. Но достать красивый и дорогой, а оттого пылящийся без надежды на использование, сервиз из серванта все-таки можно. Или выбросить сервант вместе с сервизом к чертям, если сил смотреть на него больше нет. Или поехать наконец-то туда, куда так давно хотелось.

    Memento vivere.

    8
    25