Рецензия на книгу
Der Club der unverbesserlichen Optimisten
Jean-Michel Guenassia
Аноним2 марта 2016 г.Я решила оставить себе пару строк на память о том, почему я так долго эту книгу читала, и почему несколько раз меняла оценку с 4,5 на 4 и обратно, и снова туда же. На самом деле, на вопрос "почему так долго" - я до сих пор ответить не могу. Одно понятно, виной тому вовсе не объем этой книги, а какой-то странный феномен, благодаря которому книгу, которая по всем признакам должна была мне понравиться, я несколько раз открывала, начинала, и откладывала. За то время, пока я не могла за неё приняться, я прочитала множество других, в том числе очень объемных, которые подобных проблем не вызывали. В итоге - решила, что возьму её с собой в кругосветку, чтобы надо мной давлел срок, и откладывать стало совсем уж неповадно. Дисциплинированно в последний день зимы я её-таки прочла, причем даже с удовольствием, но объяснения сему феномену так и не нашла. Загадка. Причем с середины роман я прочла уже очень быстро, а вот на старте пробуксовывала неоднократно.
Этот роман вместил очень много. Не только Париж, но и Венгрию, Алжир, Лондон, Ленинград... Очень много тем, очень много книг, очень много музыки, фотографий и фильмов. В нем переплетено множество историй и судеб, политических и семейных проблем.
В итоге для меня вся эта история распалась на две части- Мишель, его взросление, Алжир, семья и
- эмигранты с их судьбами.
Части получились неравными и неровными. Не знаю даже, которая меня особенно сильно тормозила. Какие-то детали всех историй очень зацепили, некоторые - были просто любопытны, но книгу я читала все же больше умозрительно, нежли эмоционально, и мне это мешало. Мои чувства всерьез задела все же история Мишеля. Тот момент, когда он вдруг осознает, что отец уехал, ничего ему не сказав. Вот там - я испытала бурю эмоций. Даже цитату себе выписала, потому что тут я герою вдруг стала сопереживать.
Жаль, что другие элементы этой мозаики - алжирские родственники, дедушки, любовь к Камилле, предательство Франка, проблемы с матерью, дружба с Сесиль и Пьером, Сартр, Кессель, эмигранты с их историями - были занимательными, но чужими. Какие-то у Генассия получились другие эмигранты. Не близкие. Эмигранты Набокова и Бунина оказались гораздо роднее... С другой стороны - портрет времени и Парижа автору очень удался. И если смотреть на книгу с этой стороны - все воспринимается отлично. А вот Ленинград - выглядит картонной декорацией. И даже не из-за ляпа с метро. Просто нет здесь моего города - есть место действия, которое могло быть любым.
А в общем, книга очень достойная, и прочитана с удовольствием. Хотя и не без сложностей почему-то.33525