Рецензия на книгу
Пандора в Конго
Альберт Санчес Пиньоль
Аноним1 марта 2016 г.Заплутала, ох, как сильно заплутала я в дебрях Конго, в подземных ходах белокожих тектонов, в сюжетных поворотах "Пандоры" и своем восприятии главных героев. Книга эта похожа на быстрый ручей - мгновенно втягиваешься и с каждой страницей все глубже погружаешься в чтение, при этом повествование постоянно петляет, меняет направление, и как только приноровишься, где земля, а где небо, автор резко переворачивает тебя с ног на голову.
Но обо всем по порядку. Первые главы очень заинтриговали - начинающий писатель получает заказ от адвоката некоего Маркуса Гарвея, конюшего, работавшего в семействе английских аристократов. Маркус имел несчастье отправиться в Конго в поисках золота и самоцветов вместе со своими хозяевами Ричардом и Уильямом Краверами, но вот вернулся оттуда живым только он один с двумя крупными бриллиантами. Конечно, ему грозит виселица, если писатель Томи Томсон не встанет на сторону беззащитного маленького человечка, поведав миру невероятные злоключения Гарвея. Завязку всей истории и начало экспедиции Крамеров я прочитала на одном дыхании, естественно сопереживая Маркусу, который выглядел как запуганная жертва обстоятельств. Немного раздражали быстрые переходы от линии прошедших событий "Конго-Краверы-Маркус" к настоящему времени "Томи-пансион-встречи с адвокатом", т.к. отвлекаться от путников в центре Африки не хотелось совсем, и я недоумевала, зачем вообще автор рассказывает мне о соседях Томи по пансиону, особенно о неприятных мне Мак-Маоне с его жуткими газами и черепахе Марии Антуанетте, которая всячески досаждает Томсону.
Но в один момент роман трансформируется в нечто фантастическое и одновременно скучное. Не зная, в каком направлении А.С.Пиньоль ведет свое творение, я было испугалась, что автор серьезно рассказывает мне о возможной угрозе всему человечеству от неизведанного мира подземных глубин, где обитает племя тектонов. Становилось смешно и обидно. Белокожие гиганты, вторгнувшиеся в африканские земли, выглядели глупо (после Лавкрафта-то), а любовь Маркуса и Амгам казалась натянутой и неправдоподобной. Радовали меня только братья Крамеры, постоянно демонстрирующие недостатки классовой системы общества со своими вспышками ярости, жестокости и любви к насилию. Томи Томсон же вообще шокировал внезапно вспыхнувшей влюбленностью и ревностью к Амгам, персонажу, которого он никогда не видел и не увидит. В общем, хотелось кричать: "Не верю!" и на каждой странице воздевать ручонки к небу.
Возможны спойлеры.
Однако все закончилось хорошо. Автор, видимо, почувствовал, что на моем лбу уже растет здоровенная шишка от постоянных фейспалмов, и решил вытянуть этот утопающий шедевр. Суть оказалась не в сюжетной линии "Конго-Маркус-Краверы", а именно в том факте, что молодой человек пишет книгу. Если проще, то это книга о написании книги, и о том, как печатное слово, подхваченное миллионами повлияло на судьбу героев. Кого-то творение Томи Томсона обогатило и вознесло на вершину славы, кого-то спасло от неминуемой гибели. А вот сам Томи оказался не готов к такому исходу событий. Люди, соткавшие столь искусную ложь, и обманувшие слепую общественность преступники срывают сочные плоды своих трудов, а человек, который влюбился в невозможное, поверил всем сердцем и сросся с этой повестью, остался у разбитого корыта. Он бредил абсурдными вымыслами, жил ими, и страшно подумать, насколько кровавую рану оставит после себя эта история, если Томи решится вырвать ее из своего сердца. Ведь ради того, чтобы иметь возможность мечтать об Амгам и далеком царстве тектонов, ему пришлось принести жертву справедливость, которой он так дорожил. И что же ему за это досталось? Только разочарование и опустошенность вместо ощущения выполненного долга и радужных грез.968