Рецензия на книгу
Мужики. В двух томах
Владислав Реймонт
lyrry29 февраля 2016 г.Наверное, это совсем не плохая книга. В ней нет никаких символистских и псевдосимволистких ассоциаций, продираясь через которые, приходится задумываться, что же имел в виду автор, какую аллюзию ты уловил (или не уловил) в каждом случае. Здесь все довольно просто, предпочитаемый многими реализм со всеми его составляющими. Но лично я испытывала массу сложностей, читая ее, мне она казалась какой-то тягучей и нескончаемой, поэтому первое чувство после окончания была радость, а потом уже понимание того, что же хотел сказать автор.
Это типичная, в моем понимании, польская деревня конца 19 века. А значит, что и проблемы у них типичные да и жители тоже типичные, т. е. таких деревень в Польше в ту пору было великое множество. В любой книге, как правило, есть персонажи более или менее симпатичные, за первых переживаешь, а по поводу вторых радуешься, что судьба в конце концов их справедливо наказала. Здесь нет ни одного такого, кого было бы искренне жаль или кто бы заслуживал тихого злорадства, типа так тебе и надо.
Такое ощущение, что автор специально населил жителей, обладающих всеми возможными пороками общества. Это и пьянство, без него не обходится ни одно более-менее значимое событие, пьют все: от молодых девушек до нищих и инвалидов, причем не настоички и наливочки, а только водку. Это и стяжательство, по любому поводу бегут в город подавать в суд, неважно, насколько серьезное дело, даже не пытаясь сговорится с так называемыми обидчиками, это настолько для них обыденно, что никого это и не трогает: а когда еще дело до слушанья дойдет. Это и разврат, т. е. постоянные походы на «лево» семейных героев, и полный расслабон для молодых, каждый живет той жизнью, какой хочет, порой даже не оглядываясь на ксендза. Это и нескончаемая человеческая жадность. Каждый морг земли, каждый злотый, каждый рубль, каждая юбка так далее и так далее — предмет нескончаемых споров и ругани, даже среди близких родственников. Единственное, чем автор наградил своих героев это трудолюбие и взаимовыручка. Но без этого бы, наверное, ни одна деревня не выстояла бы, да и писать про деревню неудачников надо было бы совсем по-другому.
А вот сюжет пересказать не рискну. Слишком уж много событий собрал автор в своей книге. Что ж это вполне оправданно. Вроде бы всего 10 месяцев, но сколько всего за них происходит. Во-первых, сельская жизнь в полном обхвате со всеми сезонными прелестями: уборкой урожая осенью, сбор дров зимой, посевные работы весной и сенокос летом, плюс животноводческие радости. Во-вторых, все церковные праздники тоже охвачены с их подготовкой, гуляньями. В-третьих, это человеческая жизнь: кто-то рождается, кто-то играет свадьбу, кто-то умирает. Количество событий на, пусть и достаточно объемную книгу, просто зашкаливает.
Самый большой камень преткновения для меня — это язык. Но тут однозначно все вопросы к переводчику, который сделал так, как ему захотелось. Потому что, если верить Википедии, то Реймонт писал свой роман на местном диалекте, но ничего подобного здесь нет и в помине. Все говорят на прекрасном литературном языке, невзирая ни на социальный статус, ни на происхождение, но ведь должны были быть хоть какие-нибудь польские словечки, но их тут нет. Есть еще дореволюционный перевод Владислава Ходасевича, вот ее я бы с удовольствием почитала, все-таки человек, имеющий польские корни, я думаю, передал весь национальный колорит поинтересней.
Пару слов хотелось бы сказать о финале, который свелся почему-то к судьбе одной Ягны. Да, она действительно одна из самых колоритных фигур романа, ее даже немного жаль, слишком уж жестоко с ней обошлись односельчане. Все остальные герои на ее трагичном фоне стали автору просто неинтересны, и он про них совсем забыл, даже не сказав и пары слов об их дальнейшей судьбе. Он просто ограничился расхожим: «Ну, оставайтесь, с Богом, дорогие!». Все остальное — лишь сила воображения читателя.
Посмотрев все написанное, я вдруг поняла, что, в общем-то, книга оказалась не настолько плоха, как казалась после прочтения. И даже несмотря на несколько скептичное отношение к разного рода премиям, в том числе и Нобелевской, ее за что попало не дают. А здесь показана, причем очень подробно, жизнь польской деревни. Может, пойти еще кого-нибудь из поляков почитать, авось понравится.360