Рецензия на книгу
Мужики. В двух томах
Владислав Реймонт
pevisheva29 февраля 2016 г.В ЖЖ есть сообщество «Один мой день», где любой желающий может подробно рассказать о том, как он прожил день, и зачастую по описанию этого дня можно легко представить себе жизнь этого человека в целом.
Владислав Реймонт делает примерно то же самое, только вместо одного дня у него один год. «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» — так называются части этого объемного неторопливого романа, и мы проживаем в деревне Липцы целый год. И кажется, что по этому году можем представить себе уклад жизни многих поколений польских крестьян, ведь что такое жизнь крестьян, как не чередование времен года? Мы узнаём, что если зимой померзнет картошка, то будет нечего есть до следующего урожая, что весной время рожать, что нет большей катастрофы, как та, когда некому работать в поле во время посева. Участвуем в традиционных обрядах, гостим на похоронах, свадьбах и праздниках по случаю рождения детей, слушаем деревенские сплетни.
Сюжет крутится вокруг любовного четырехугольника внутри одной семьи: отец, сын, жена отца, жена сына. Такая схема, возможно, выглядит довольно нестандартно, но в книге сюжет читается как вполне правдоподобный: Мацей Борына (отец) овдовел и решил жениться на молодой красавице Ягне, к которой еще до свадьбы был неравнодушен его сын Антек, что осложняет и без того непростые отношения между отцом и сыном.
В процессе чтения я размышляла, есть ли в русской литературе аналог «Мужиков». И как-то кроме «Тихого Дона» в голову ничего не пришло. (Конечно, тут надо вычесть всё о гражданской войне.) Не только потому, что Антек мечется между двумя женщинами, как Григорий Мелехов, но и потому, что он приходит к похожему финалу, оставаясь в неопределенном положении, и нам непонятно, как сложится его судьба и насколько суровым будет наказание, которое ему грозит.
Мне понравилось, что в романе, помимо основных героев, много второстепенных персонажей, которые вроде бы не связаны с основным конфликтом, но по-своему оттеняют его. Вся деревня, например, единодушно осуждает Ягну за ее многочисленные романы, и тут нельзя не вспомнить Терезку: ее муж ушел в солдаты, и она нашла себе любовника. На всю деревню до возвращения мужа находится только один голос, защищающий Терезку, — это Ягустинка: «Уйдет какой-нибудь бычок на несколько лет, бог знает куда, жену одну оставит, а потом, если с ней, бедняжкой, грех случится, он готов ее со свету сжить. И все против нее! Где же тут справедливость? Мужику можно там гулять с другими, и никто про него худого слова не скажет!» Пожалуй, кроме автора, и для Ягны никто доброго слова не находит. Он пишет: «Такая уж она уродилась — как хрупкий бересклет или дикий хмель, которым всегда нужно цепляться за какую-нибудь ветку или обвиваться вокруг крепкого ствола, чтобы они могли расти, и цвести, и жить, и если лишить их этой опоры, они легко погибают…» Вообще, было приятно, что автор тут никого прямо не осуждает и пытается найти в любой ситуации светлые стороны, если это возможно, взять что совершенно прекрасные счастливые моменты любви между Антеком и Ягной или тот день, когда Антек после долгой разлуки возвращается к своей жене Ганке, и какое-то время автор так описывает их встречу, что ненадолго веришь, что всё может кончиться хорошо.
Из второстепенных персонажей, кроме Терезки, запоминается еще старая Агата, с которой начинается роман и которая умирает ближе к его концу. Она живет летом у родни, а зимой побирается, потому что не хочет никого стеснять в голодное время. Главная мечта Агаты — достойно умереть, она уже собрала себе «приданое», и ей приходится буквально предлагать чужим людям деньги в обмен на то, чтобы они пустили ее умереть у них. Последний день жизни Агаты, когда ее наконец из сеней переносят на кровать и осуществляются все ее мечты, наверное, одна из самых сильных эпизодов романа. Так грустно, что человек может быть счастлив только один день, в момент своей смерти, и достойно жить у него нет возможности — только достойно умереть, да и то, если повезет.
Очень трогательной мне еще показалась история второстепенного персонажа Шимека, брата Ягны, тот момент, когда он наконец-то начинает работать на своей земле. Да, у него ничего нет, кроме земли, да, она плохая, неудобная, нет ни дома, ничего, но есть огромная вера в то, что все получится. Вообще, земля — это основа жизни в этом романе. Есть у тебя земля — и ты человек, нет земли — жалкий бедняк. Одно из наиболее частотных слов в романе — «морг», местная мера земли, и от числа этих моргов зависит всё остальное в жизни человека. («Ведь у них у каждого по пяти моргов, могли бы давно жениться», «Старуха не позволит [жениться]: у Насти десять ртов на трех моргах».) Любовью к земле проникнут весь роман, здесь много описаний природы, которые вносят светлый луч надежды в жизнь, наполненную несправедливостью и тяжелым трудом.
996