Рецензия на книгу
Триумфальная арка
Эрих Мария Ремарк
Аноним29 февраля 2016 г.Я немного боялась перечитывать Ремарка. Боялась, что всё то, что проникло мне под кожу в летние каникулы после первого курса, когда я читала запоем его книгу за книгой, окажется внезапно глупым, фальшивым, "не таким". Но к счастью, опасения не оправдались. Да, в этот раз воспринималось всё немного по другому, прожитые годы дали о себе знать, акценты скорее всего сместились (да, я предполагаю, что вот та фраза поразила бы меня-молодую, а сейчас я скорее пойму, как точно вот это, другое переживание), но тем не менее Ремарк остался на своем месте в числе моих любимых писателей.
Триумфальная арка, Париж, атмосфера декаданса, безвременье между двумя мировыми войнами. Правы те, кто вопрошает - а где действие? А действия как такового нет, люди просыпаются, пьют, играют в шахматы, танцуют, снова пьют, оперируют, снова пьют и бесконечно говорят разговоры и рефлексируют. И вот в этой беспросветной серости Равик все равно находит, вернее, скорее Равика находят две главные человеческие страсти - любовь и жажда мести, которую можно удовлетворить. Но как ни странно, эти чувства все равно не раскрашивают мир, не делают его ярче, а самого Равика спокойнее. Жизнь в эпохе безвременья красками не раскрасишь...
Да, Ремарк верен себе: обреченно-депрессивный, но при этом очень человечный.
И конечно, прекрасный текст: практически на каждой странице - что-то, что хочется запомнить и цитировать. И хотя это "что-то" кажется порой заезженной спорной дешевой символикой - на это у Ремарка тоже есть цитата:
Дешевая символика. Но что еще в жизни трогает так, как дешевые символы, дешевые чувства, дешевая сентиментальность? В конце концов, что сделало их дешевыми? Их бесспорная убедительность.932