Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мужики. В двух томах

Владислав Реймонт

  • Аватар пользователя
    Dragnir28 февраля 2016 г.

    Изредка, пару раз в год, я езжу на историческую родину своих родителей – в с. Сейтяково Балтачевского района РБ. Раньше именно здесь проходили лучшие времена моего детства: здесь я научилась плавать в мелкой речке Кыйгазы, ездить на ярко-бирюзовой «Велте-Каме», работать на сенокосе, таскать воду из родника, что находился в километре от дома. Тут и до сих пор живут мои подруги детства – Алсу и Инзиля – к которым и сейчас в каждый свой приезд я забегаю на чашку чая и поболтать. И знаете что, село Сейтяково мало отличается от деревни Липцы: тут тоже есть свои ягуси и мацеи, тут тоже соседи и ссорятся и мирятся и так же сплетнями полна деревня. Вот только не было такого, чтоб человека за грехи его выгнали, как случилось с Ягусей.


    — И другого средства нет! Деревня — что изба: вытащит один вор из-под нее бревно, другому захочется балку взять, а третьему — вынуть кусок стены, а в конце концов изба развалится и всех задавит. Запомните это хорошенько. Если каждому дозволим красть, ломать, вредить людям, распутничать, — так что же с деревней-то будет? Не деревня уж это тогда будет, а хлев дьявольский, стыд и позор для честных людей! Все ее будут издалека обходить и креститься при одном упоминании о ней. Говорю вам: рано или поздно на такую деревню падет божья кара, как пала на Содом и Гоморру! И все погибнут, потому что все одинаково виноваты — и те, кто творит зло, и те, кто допускает, чтобы зло разрасталось. Святое писание учит нас: если согрешит рука твоя, отсеки ее, если соблазняет тебя око твое — вырви его и брось собакам! Ягна хуже чумы, потому что — сеет соблазн, грешит против всех заповедей и навлекает на деревню гнев божий! Выгоните ее, пока не поздно!

    Но позвольте, почему же только Ягну наказали? А как же все те, кто спал с ней, изменяя при этом своим женам: войт и Антек, к примеру. Или Матеуш, который и с Ягной спал и с Терезой сожительствовал? Да и Тереза ведь тоже «во грехе» жила, учитывая, что замужем за Ясеком была. Но только Ягну назначили козой отпущения.


    Мера грехов ее уже переполнилась, и пришло время покарать ее!

    Но что есть грех? В католическом богословии главными грехами называют основные пороки, лежащие в основе множества других грехов: гордыня (тщеславие), алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, лень или уныние. И интересное дело: в Липцах полно народа, склонного к тому или иному греху.
    Гордыня (тщеславие) – это, в первую очередь, Мацей Борына. Гордыня не позволила ему выстроить дружеских отношений со своим сыном, гордыня его ослепила настолько, что поверил в то, что молодка 18 лет может полюбить старого хрыча под 60. Что ему и аукнулось: родной сын был готов его убить, а собственная жена только и ждала возможности изменить, да не с кем-нибудь, а с Антеком. Впрочем, и младший Борына тоже унаследовал от отца гордость – его нежелание работать у других вкупе с эгоизмом (пусть жена детей кормит, а мне и так хорошо) могло стоить ему семьи (на месте Ганки я бы, например, давно выпнула его на все четыре стороны: нет смысла держать целого хряка ради одной сардельки).
    Алчность – кузнец. Готов был биться во всех смыслах этого слова с Ганкой – женой Антека – после смерти своего тестя. Алчность довела его до воровства (собачку жалко), да и к другим неблаговидным поступкам – ради своей выгоды готов был лишить Ягну причитавшихся ей моргов, чуть ли не в открытую радовался смерти Гжели. Лишь немного в номинации «самый алчный житель деревни» ему уступает семейство Клембов, практически выгнавшие Агату, хотя она, пока была здорова, помогала им в хозяйстве, да и сколько денег она им принесла, побираясь.
    Зависть – как ни странно, для меня ее олицетворением явилась Агата. Казалось бы, божий одуванчик, положительный персонаж. Но эта ее, пусть и прикрытая, зависть к более богатым жителям деревни, ее желание умереть «как хозяйка» (особенно в эпизоде с похоронами Мацея) перечеркивало все доброе впечатление о ней. А так, завистью полны все жители деревни, кто завидует красоте Ягны, кто – богатству соседа.
    Гнев – это Антек. Вспыльчивый, гордый – он умудрился поругаться с отцом, выбросить в реку Матеуша, да и вообще, на протяжении практически всей книги его одолевало только два желания: отомстить отцу и заполучить Ягну. Именно гнев его и привел Антека за решетку, где, по моему мнению, ему самое место. Бешеных собак надо или убивать или изолировать.
    Похоть – это, несомненно, Ягна. Глупая девчонка, не умеющая отказывать – совершенно не думала о последствиях своих поступков, за что и поплатилась. При том, совсем не понимала, что делает нечто дурное, изменяя мужу, соблазняя чужих мужей, оправдываясь, мол, слаба я, кто обнимет – прямо таю. Но, впрочем, в той или иной мере похоти были подвержены многие, просто кто втихушку свои дела проворачивал, кому просто повезло и на чьи проступки жители закрывали глаза.
    Чревоугодие – это Амброжий. Казалось бы, неплохой человек, а его желание поесть-попить на свадьбе Мацея и Ягны и его же равнодушие привело к смерти Кубы.
    Уныние – это Ганка. Реально, настолько унылого персонажа надо поискать. Была забитой тряпкой поначалу, ходила, и ныла: и муж такой-сякой, и дома есть нечего. Но судьба повернулась к ней, наконец, лицом: и в хату Борыны перебралась, и хозяйство смогла поднять, и сама совершенно переменилась – стала сильнее, увереннее – а все равно уныние ее не покинуло окончательно.
    Не в одной Ягне дело. Вся деревня насквозь прогнила – сплетни, ссоры, измены стали ее повседневным делом. И не одна Ягна накликала беду на жителей Липец – каждому есть чего стыдиться, каждый в той или ной мере заслуживает того, чтобы выставить его из деревни, а более всего те, кто в лицемерии своем вытолкал Ягну, унизил ее, устроил «охоту на ведьм».

    10
    128