Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Янтарный телескоп

Филип Пулман

  • Аватар пользователя
    Аноним27 февраля 2016 г.

    В мире есть много удивительных книг. И вот эта трилогия Пулмана - одна из них. Она удивительна тем, что непонятно, как такому произведению удалось стать столь популярным и достойным литературных наград.
    Первая книга меня очень заинтересовала. Во-первых, северная тематика (имена, место действия, фьорды и все дела). Во-вторых, я помню экранизацию, которая произвела на меня хорошее впечатление и поэтому книгу хотелось прочесть и были определенные настроения (которые, увы, растерялись по мере углубления в чтение). В-третьих, мне просто хотелось окунуться в фантастический мир сказки. В-четвертых (чего таить) - антирелигиозный даже не подтекст, а реальный сюжет о том, что церковь в этом мире ну очень нехорошо себя вела и должна быть наказана.
    Но в итоге овчинка выделки не стоила.
    Итак, одна маленькая девочка становится, силой Провидения, практически рукой Судьбы. Ей предназначено совершить то, что навсегда изменит мир, но девочка не должна знать о своем предназначении и той роли, которую она должна сыграть в самой масштабной битве всех времен, народов и эфирных жителей (от этой роли, по-правде, я была в сильнейшем недоумении). Но это только одна из вех сюжета, однако, она же Пулманом выделена как основополагающая. Пересказывать же подробно сюжет всех трех книг я, с вашего позволения, не буду :)
    Итак, попробую разобрать фрагментально те основные столпы этой трилогии, насколько мне позволяет это сделать память.

    1. Идея произведения.
    Пулман хотел показать, что вера в Бога и давление церкви на людей лишает их связи с миром, грубо говоря, научным (Пыль). С тем, что однажды могло способствовать переходу человека от состояния обезьяны до человека Разумного. Церковь (как много об этом сказано в книге) подавляет людей, врет, она алчна и деспотична. Борьба с ней становится главной целью этой книжной серии. Но увы, Пулман так набросился на церковную деспотию, что потерял землю под ногами и вся логика сюжета, строящаяся на столь животрепещущей для автора теме, пошла вкривь и вкось.
    Начнем с того, что в книгах абсолютно никак реально не показано, что же такое делала церковь, что обществу жизненно необходимо было избавится от этих розовых очков с плеткой в придачу и пуститься в борьбу с ней? Пулман не опускается для подробного или даже хотя бы поверхностного описания состояния общества в своем придуманном мире. Ощущение, что в этом мире есть только церковь и куча министерств, связанных с ее деятельностью. Но ни слова ни о императорах, царях, политической формы правления... Ведь как можно говорить о том, что обществу плохо, если собственно общество не прописано. Нет никаких "разговоров в кулуарах", нет народных волнений, нет ничего, что свидетельствовало о том, что церковь в этой книге как-то вредит, кроме как пытается спрятать суть Пыли. А суть ее - знания. А знания по библии - это грех (мы же помним, что за "подарок" отхватила себе Ева в райском саду"? ;) ). Посему, все описанные события, битвы, игры не на жизнь, а на смерть в моих глазах были просто вестерном ради красивой картинки. А вот смысл всех этих событий вселенского масштаба просто рассыпались, как бисер из дырявого пакетика. Честно говоря, я как атеист, поняла, почему церковь запрещала дальнейшую экранизацию романов. Не потому ,что там порочат ее имя, а потому, что такого бреда и абсурда здоровый человеческий мозг может не выдержать. Про детей молчу - они вообще бы не поняли, что происходит.

    2. Сюжет.
    Сам по себе не плох. Первая и вторая книги очень динамично развиваются - это явный плюс. Минус - все остальное. Все выглядит очень притянутым за уши. Я уж молчу про "Янтарный телескоп" - масштаб событий, по своей логичности, просто повергал меня в тихую истерику. В первой книге мы получили северную сказку, полную погонь, борьбы со злом, ведьм, отважных медведей, дружбы и преданности и колоритных персонажей. Однако именно финал первой книги начал путь провала. Громкая заявка лорда Азриела заставила мою бровь приподняться и сказать: "Что за фигня?!". Да, Пулман, именно тут ты переключился на тяжелые наркотики.
    Вторая книга открыла совершенно другую по-духу историю. Тут уже не было магии, не было никакого ощущения камерности этого северного мирка. Я уж молчу про параллельные миры, которых было так много, что их можно сосчитать по пальцам на одной руке. Но главное разочаровение - крепкая привязка к нашему миру. Миру 21 века. Откуда, собственно, прибыл новый главный герой - мальчик Уилл, с не менее ошеломляющим предназначением. Но и наш мир можно было пережить. Все же, книга показала себя очень динамичной, жесткой. Страсти, развернувшиеся в ней уже нельзя назвать такими уж детскими.
    Третья книга стала апогеем безумия. Сюжет тут уже потерял основную мысль и просто несся вперед по рельсам, как скоростная электричка. Тут тебе и Бог, который оказался дряхлым и полудохлым стариком, его пресс-атташе, который ловко стал на место Властителя и начал (сугубо по словам Азриела) творить беспредел и угнетать своим деспотизмом (опять же непонятно, кого?).
    И действительно, кого мог тиранить Метатрон, если он имел связь (сюжетную) только с миром Лиры. В других, параллельных мирах ни о каком Метатроне и слыхом не слыхивали. Поэтому вдумчивому читателю становится вдвойне не по-себе: а чем он, собственно, так помешал жителям параллельных вселенных? Я молчу, про то, что никаких подробных описаний (кроме Читагацце и мира мулефа) этих миров нет, кроме растительности и общих видов. Понять же, что там были за проблемы с этим Метатроном не представляется возможным в принципе. Поэтому Пулману остается только слепо верить, что Метатрон плохой мальчик, и априори угнетает собой все живое во вселенной.

    3. Характеры героев и их взаимоотношения.
    Вот тут-то самое интересно происходит. Во-первых, тут несколько тем для развития семейно-любовных отношений: лорд Азриел-миссис Колтер-Лира и Лира-Уилл.
    И все в этих двух ипостасях любви слеплено ну очень плохим клеем. Во-первых, все эмоции кажутся искусственными. Потому, что нам не показывают моральных переживаний достаточных, для того, чтобы понять, почему персонаж поступал сначала в одном ключе, а потом вдруг все переосмыслил и поступил прямо противоположно. Лично мне жертвенная любовь Азриела и Колтер казалась настолько синтетической, насколько это только может быть. Но, видимо, Пулман решил, что для свержения церкви и самого Бога можно поступиться прорисовкой личного эмоционального развития героев.
    Отношения Лиры и Уилла. Если сначала ребята были со своей индивидуальностью, то в конце-концов они превратились в нечто вязкое, розовое и сопливое. Пулман так же не стал удостаивать внимание ровности психологического развития 12-тилетних, между прочим, детей. Вначале они реально выглядят как дети, но очень уж скоро мыслить и действовать начинают как взрослые заматеревшие борцы за добро и справедливость. Проявления же первых нежных чувств в 12 лет выглядели настолько инфантильными и несуразными, что это попросту раздражало. Видимо, Пулман не помнил себя в 12. А я сомневаюсь, что в его годы его 12-тилетние сверстники думали о любви. Они думали о машинках, куклах и играх в заброшенных домах. Но то, что происходило между Уиллом и Лирой было настолько спонтанно и странно описано...

    В общем, странность - это главное слово, коим можно обозначить всю трилогию. Странный замысел, сюжет, наполненный таким количеством персонажей и действий, что логика происходящего теряется, взаимоотношения персонажей и главных героев, которые словно подстроены под угоду Замысла Пулмана и выглядят очень несуразными и нелепыми.
    Эта книга, как итог, прочлась, оставив в голове множество мыслей о том, как можно было все так запороть и как можно давать детям читать книги, в которых Пулман ни дает ни только выбора читателю, но и не дает тех "вводных данных", которые бы этот выбор определяли. Молчу о том, что многое, что происходил в этой книге я бы вообще обозначила как 16 +.
    В общем, Пулман стал жертвой одержимости своим атеизмом. В погоне за результатом многое в книге шаталось, кривилось и вылетало из колеи нестройного сюжета, тогда как логичность, последовательность и некоторая отстраненность автора в оценке персонажей - весьма важные на мой взгляд вещи для написания хорошей книги, не считая отличного сюжета. Но, увы ,Пулман не оправдал громких похвал в свою сторону. Очень надеюсь, что позабуду эту книгу и те авторские бредни, которые отняли у меня драгоценное время.

    29
    447