Рецензия на книгу
Мужики. В двух томах
Владислав Реймонт
Pimonov_27 февраля 2016 г.Письмо автору
Здравствуйте, уважаемый Владислав Реймонт!
Наверное, писать письмо давно умершему автору – странность, которая, учитывая, что этот автор уже давно не с нами, выглядит совершенно нелогичной и пустой. Да я и не возражаю, ведь моя мотивация написания этого письма меня вполне оправдывает хотя бы для самого себя. Дело в том, что по условиям некой игры, подробностями которой я не хочу вас утомлять, я должен написать на ваше произведение, роман «Мужики», рецензию. Однако, вопреки моему обыкновению, это не будет рецензия, написанная в игриво-шутливой манере, а будет просто письмо. Ибо, когда хочется просто сказать автору книги «спасибо», не стоит пытаться создать еще одно литературное произведение, имея возможность просто сделать то, что хочется.
Как вы уже, наверное, поняли, мне очень понравился ваш роман. Я с огромным удовольствием читал о быте довольно далекого для меня общества, в душе желая, чтобы повествование длилось как можно дольше. Однако, так было не всегда. Начинал роман я с явным скептицизмом. И в самом деле, что для человека начала 21-го столетия, не умеющего отличить плуг от какого-нибудь лемеха, может быть интересным в описании быта польской деревни второй половины 19 века? Сейчас я понимаю, что очень многое может. Да это и совершенно логично. Свой скептицизм мне бы стоило спрятать подальше, поразмыслив и поняв, что Нобелевская комиссия в 1924 году могла быть точно так же далека от сельского мира, как и я сейчас, однако, все же выбрала именно этот роман.
Но, эгоистично вернувшись к личности пишущего это письмо (то есть меня), хочется рассказать, что же именно в романе «Мужики» мне понравилось.
Самой ценной чертой в романе мне, конечно, видится ваш гуманизм. И гуманизм этот заключается даже не в гуманном отношении к людям, а в человечном отношении ко всему живому. Читатель не остается равнодушным ни к судьбе кудластого пса Лапы, ни к раненному аисту, прирученному сельским мальчишкой, ни к безымянной слепой кобыле. Даже сцена смерти коровы в начале романа не оставила меня равнодушным. Причем ваше неоспоримое мастерство, уважаемый автор, заключается и в том тоже, что вы не говорите, как относиться к тому или иному герою или животному, лишь рассказываете его историю, а читатель уже сам составляет свое суждение о них. Это, кстати, еще одно ваше достоинство. Вы практически не даете оценочных суждений никому, принимая нейтральную позицию. Что я вижу в этом хорошего? Ну, во-первых, вы, как автор, не диктуете своего мнения читателю. А, во-вторых, без авторской оценки того или иного персонажа, начинаешь создавать свое собственное мнение, очень стараясь не ошибиться и не мыслить однобоко и шаблонно. Иными словами, уважаемый автор, вы помогаете читателю мыслить и чувствовать, что в наше время довольно-таки редкое явление. Что тут скажешь, спасибо вам.
Но собаки, лошади и деревенская живность – это еще далеко не все. Главное же в романе – это его герои. Тут нас ждем великолепие разнообразных характеров и судеб. Более того, я вы сказал, что из под вашего пера вышло множество героев, каждый из которых является представителем своего психотипа. Вот, например, Мацей Борына. Патриарх семейства, видный житель своего селения, прекрасный хозяин, крепко стоящий на своей земле. Этот герой чем-то мне напомнил моего отца, человека основательного и сильного, но, как каждый человек, подверженного страстям и способного на не вполне адекватные поступки. Ганка, его невестка – прекрасный образец сильной женщины, способной перенести множество жизненных битв и трагедий, но все-таки в душе остающаяся женщиной, мечтающей хоть иногда побыть слабой, хоть изредка почувствовать любовь и заботу к себе. Дворовой мальчишка Витек – прекрасный пример таланта-«самородка», которыми всегда полнилась земля русская и, как мы видим, и польская. Ксендз – типичный представитель духовенства – тонны морализаторства и красивых слов при довольно-таки мирском поведении по отношении к односельчанам, внешняя святость и внутреннее убожество и даже алчность. Так, например, история ксендзовского быка-осеменителя лично мне показалась настолько мерзкой, насколько и типичной для представителей профессии его хозяина. Или вот Ягустинка. Женщина с весьма скверным характером и острым, злым языком. Она, например, могла бы вызывать у читателя отрицательные чувства, но разве не знаем мы, что такие люди чаще всего прожили очень сложную жизнь и это поведение у них не от злой души, а от пережитых страданий и боли…
Я бы мог продолжать описания самых разных героев в вашем романе, благо, их там очень много, о каждом есть, что сказать. Но главных героев здесь все-таки два – Антек и Ягна. Во всей прочитанной мной литературе очень мало настолько противоречивых персонажей. Тот же Антек вызывает серьезное отвращение к своему поведению на протяжении практически всего романа. Но разве я в душе не понимал источник его страданий, хотя бы из мужской солидарности не думал, что любовь мужчины к женщине может принимать и такие формы, и что лишь по счастливой случайности эта участь миновала лично меня? О Ягне же можно сказать и того больше. Всю книгу я видел ее распутное, легкое поведение, на протяжении всего романа я презирал ее и желал ей лишь поскорей уйти со страниц книги, причем самым жестоким путем. А когда это все-таки случилось, я неожиданно понял. Ягна – это еще один ярко описанный вами психотип, уважаемый автор. Разве не встречались мне в моей жизни такие люди, как она? Люди, для которых красота жизни, яркие впечатления – главное? И пусть они подобны тем мотылькам, которые опаляя крылышки, все же стремятся на яркий огонь лампы. Ведь главное для таких людей – ослепительный миг красоты и счастья, а дальше – будь что будет.
Оканчивая свое довольно нескладное письмо, уважаемый Владислав Реймонт, я хочу дать вам обещание. Я обещаю в скором времени прочитать еще что-нибудь из вашего творчества. Понятно, что это – то малое, что способен сделать для писателя читатель, но, в случае с писателями, вечная их жизнь как раз и заключается в том, насколько актуально и интересно людям их творчество.С глубочайшим уважением и почтением, Б.А.
16196