Рецензия на книгу
Преступление и наказание
Фёдор Достоевский
Аноним27 февраля 2016 г.«Преступление и наказание» – легендарный представитель русской литературы, которого я, после прочтения в свои 20 лет, убрал бы навсегда из школьной программы. Не потому что это плохо, а потому что это все равно что ребенка в 1 год учить считать до 10. Может и получится, но только зачем? Я сужу по себе и понимаю, что вряд ли бы я понял это произведения так, как сейчас, в том возрасте. Плюс ко всему, я даже не уверен, что сейчас это у меня получилось на все 100%.
Я люблю писать свои мысли о книгах, играх, фильмах, но когда ты знаешь, что то, о чем ты пишешь – предмет для восторженных отзывов миллионов людей со всего мира, может показаться, что, во-первых, все твои мысли уже были произнесены кем-то, а, во-вторых, боишься осознать, что не так уж и много понял из того, где, явно, заложен бесконечный смысл.
Книга мне показалось достаточно сложной, но при этом не менее интересной. Суть рассказанного в произведении Достоевского можно передать одним предложением – «Я ведь не старушонку убил, я себя убил!». Психологическая драма о том, как человек, совершивший жалкое преступление, самостоятельно наказывает себя внутренними конфликтами, переживаниями и упреками. И ведь преступление, совершенное Раскольниковым – это лишь образ. Мне кажется, что речь идет о любом преступлении, начиная с обмана человека и заканчивая вооруженным ограблением. Суть в том, что если в человек есть еще, извините за тавтологию, человечность, то он, скорее, сам себя изведет муками совести так, что полиции даже не останется работы. Конечно, это не универсальный случай, ведь тогда все преступления были бы раскрыты, а дождь сразу же попадал бы только на плохих людей. Но в данном конкретном примере, герой, без явной причины, а лишь с намерением узнать "Тварь ли я дрожащая или право имею?" совершил преступление, но не смог пойти дальше и собственными же силами сдался в полицию, перед этим повлияв очень сильно на жизни других людей. Я не считаю, что это спойлер, потому что суть романа не в истории, а в том, как она развивается.
Может это покажется странным, но я нашел аналогии с романами современного писателя Дэвида Митчела, творчеством которого я, мягко говоря, сейчас восхищаюсь, и у которого также переплетаются судьбы различных героев так, что, сперва кажется, будто бы все происходит случайно, но потом-таки находится одна тонкая нить, соединяющая все.
Еще одна особенность романа – то что это не просто история, описание действий в хронологической последовательности, а погружение внутрь самого человека, причем настолько глубокое и детальное, что, кажется, будто происходящее с персонажами в реальном мире – просто средство, повод погрузиться во внутренний мир. Это и не удивительно. Автор, явно, ставил за цель исследовать человека – начиная от идеи и заканчивая раскаянием.
В какой-то миг понимаешь, что это роман не только о Родионе Романыче. Это история людей, так или иначе связанных с ним и имеющих для автора, истинного ценителя внутреннего мира, непреодолимый интерес.
Писать рецензию на эту книгу настолько же сложно, как и читать ее. Одно, касательно «Преступления и наказания» Достоевского я знаю точно. Я обязательно перечитаю эту книгу, но уделю гораздо больше внимания тем вещам, на которых автор явно делал акцент.997