Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Приют Грез

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним26 февраля 2016 г.

    Совершенно другой, незнакомый, молодой Ремарк. Что стало с этим человеком? Что сделала с ним жизнь? Ремарк, книги которого - осень. Ремарк, книги которого тоска, гибель, безраздельные владения слез и серого; света которым добавляет лишь слабая надежда выхода из туннеля, неумирающая надежда человеческого сердца. И вдруг - весна!


    Этот первый роман 22-летнего тогда автора, ставшего вскоре знаменитым, был высмеян критиками за наивность и сентиментальность, и Ремарк поклялся никогда больше не браться за перо.

    Как надо изменить человека, сломать, чтобы из автора "Приюта грез" он превратился в автора "Черного обелиска"? Как искусство, как литература поздние произведения Ремарка вели́ки. Но настолько разные образы человека, которому принадлежит их авторство, меня шокировали.
    Приют грез. Гимн весне, любви и жизни. Весна, весна, она сквозит в каждом слове, вздохе, строке. Легкая грусть, тоже весенняя. Потому что это - перерождение. Старое должно раствориться, уйти на второй план, чтобы дать дорогу новому. Неужели у книг Ремарка может быть счастливый конец? Неужели после его книг на душе остается не только тяжесть, но и ощущение счастья?
    Незачем говорить о других особенностях романа. Не смотря на то, что это первое произведение, маэстро всегда был маэстро. Потрясающе красивый язык, которым можно только наслаждаться. Со временем он станет еще лучше, но даже сейчас дает фору многим и многим. Чего стоит одна музыка? Только по настоящему великий писать может описать музыку так, что читатель ее действительно услышит. Философия рассуждений, самопротиворечий и самопререканий. Диалоги и монологи, которые можно разобрать на цитаты. Может, отчасти наивные. Но горечи, опыта и сарказма нам хватит в более поздних произведениях. На улице - весна. Так давайте дышать весной! Давайте будем глупыми, наивными, будем верить в счастье, а значит действительно находить его!
    Всепрощение. Наверно, квинтэссенцией именного этого стал для меня "Приют грез". Всепрощения. А еще летних сумерек, прохладного, но такого теплого, ветра и любви. Настоящей. До гроба и за гробом. Бесконечной. Всепрощающей и вседающей. Дающей надежду, дающей смысл жить. Любви как жизни и жизни как любви. Смысла жизни. Вселюбви и вновь всепрощения.
    Сколько бы романов ни успел написать за свою жизнь Ремарк, их все равно было бы несправедливо мало.

    20
    299