Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мужики. В двух томах

Владислав Реймонт

  • Аватар пользователя
    M_Rinka26 февраля 2016 г.

    Ну, случайно, ну, шутя,
    Сбилась с верного путя!
    Дак ведь я - дитя природы,
    Пусть дурное, но - дитя! (Баба Яга)
    из сказки «Про Федота-стрельца, удалого молодца»


    Большой любовью к земле и родине, добротой и жалостью к людям подсвечено все повествование романа. Ослепительными проблесками они вспыхивают на сюжетном полотне как солнце сквозь облака на пасмурном небе. Перекликаются начало и конец романа:


    — Слава Иисусу!
    — Во веки веков! Здравствуй, Агата! А куда это ты собралась?
    — По миру пойду, благодетель, по людям. Мир-то вон как велик! — Она описала клюкой дугу с востока на запад.

    И


    Дед встал, отогнал собак, поправил котомку на спине и, опершись на костыли, сказал:
    — Ну, оставайтесь с Богом, дорогие!

    - это нищие люди, богатые только добротой своей, уходят из деревни. Уходят, чтобы однажды вернуться. Агата, надеясь, что своим уходом облегчит жизнь родственникам, а по возвращении даже окажется им помощь. Слепой нищий с собакой вернутся однажды в Липцы, надеясь застать здесь здоровыми добрых людей. Когда читаешь роман «Мужики», не покидает ощущение личного присутствия автора, какой-то душевной интимности с ним. Владислав Реймонт родился в семье сельского органиста – так говорит Википедия - и в его романе есть изрядная доля автобиографии. Всю любовь свою к родному селу Реймонт влил в строки с описанием погоды, полей, лесов и просторов, любовь юношескую, чистую, невинную, но такую же страстную и непредсказуемую как природная стихия. Через слова нищих бродяг он жалеет людей и робко надеется на перемены к лучшему в душе каждого. Образ Агаты, которая ходит по селу, прося людей пустить ее к ним умирать, просто поднимает все волосы на теле в леденящем ужасе и жалости. И страхе – откажут? Не отказывают, предпочитают не слышать в большинстве своем, переживая – что люди скажут? Что за деньги пустили! Доброте душевной главная препона – общественное мнение. То ли добрым быть стыдно, то ли не верят люди в бескорыстие? Тут каждый для себя решить должен, что важнее, и с этим решением жить.

    Осторожно, спойлеры!...

    Любовная линия Ягны приковывает к себе интерес читателя, вызывает возмущение и осуждение. Вместе с сельскими бабами и мужиками читатель осуждает ее распутство, завидует ее красоте и богатству, злорадствует над ее несчастьями. Да только авторского осуждения ее поступкам нет! Переживания ее описываются через природные явления, что указывает на особое внимание автора. Казалось бы, измена, плотские утехи с Антеком, а как это в тексте поэтично выглядит?



    Как скрытые в земле соки пробуждаются каждой весной и стремятся друг к другу через все препятствия с разных концов мира, пока не найдут друг друга и сольются, и совершат таинство зачатия, чтобы предстать потом изумленным взорам в образе цветка ли, или весеннего дня, или души человеческой, или шумящей зелени деревьев, — так и они рвались друг к другу через томительную тоску, через муки, через серые, пустые, бесконечные дни — и вот наконец обрели друг друга и с одинаковым неудержимым криком желания упали друг другу в объятия, сплелись крепко, как сосны, когда буря вырвет их из земли и, сломав, бросит одну на другую, и они в последней отчаянной борьбе качаются, и шумят, и гнутся, обнявшись, пока не достанутся вместе лютой смерти…

    И дальше автор употребляет на ее счет слова «не понимала» да « не сознала вины своей», жалея ее и списывая все на глупость и молодость:


    Вины своей она еще не сознавала, а кару переживала мучительнее, чем другие женщины, потому что сердце у нее было чуткое, в семье ее берегли и баловали, и от природы она была впечатлительнее других.

    Временами это сильно раздражает, да только дойдя до финала и ужаснувшись – к чему привело потакание злобе людской - можно понять причину такого отношения автора. Хотя разве нужна причина для человеческого отношения?

    Социально-политическая линия романа сосредоточена на владении землей. Ради земли женятся и плетут интриги, ради нее идут грозить и убивать, ради нее влезают в долговое ярмо, ради нее с начальством спорят и мирятся. Так было 100 лет назад и 1000. Да и сейчас сколько дел в судах и все это споры о недвижимой собственности. Вечная тема и не иссякнет она до тех пор, пока живет человек на Земле. Каждому нужно пространство для жизни, нужно ощущение «своего».

    Духовные ценности проявляются в словах людей и поступках, как золотой песок в руде – черным черно и вдруг сверкнет что-то, и надо хватать скорее, чтобы не ускользнуло и не потерялось. Рох и пан Яцек помогающие людям и делом и мудрым словом; Ясек, Терезкин муж, простивший жену и понявший ее страдания; Ганка все повествование боролась со злобой внутри себя и обидой с переменным успехом; даже самую злую сплетницу Ягустинку проняло ненадолго и показалась ее душа, болеющая за родных и близких.


    Во тьме пашешь ниву жизни и сеешь на ней слезы, труд и горе.
    По грязи влачишь ты звездную душу свою!

    Для каждого человека наступает такой момент, да и не один, когда он решает, как ему жить, во что верить, как относиться к людям, что вокруг себя сеять – добро или зло. Да только слаб человек, а толпа - еще беднее духовно, чем каждый отдельно взятый. Оттого и судили всей деревней Ягну и за ее грехи настоящие, и за выдуманные, и за то, в чем не одной ее вина, но все досталось ей. И стыдно будет людям, и будут они замалчивать события того дня, и будут глаза прятать, и разговор на другое переводить. Да ничего уже исправить нельзя…

    P.S. Провернулось колесо года, закончился роман, чтобы описать все впечатления от него, придется написать еще два тома, такие же увесистые, и выше описано только то, что сильнее всего взволновало именно меня. Спасибо организаторам за отличный бонус!

    13
    148