Рецензия на книгу
Томасина
Пол Гэллико
GwynethGrayson25 февраля 2016 г.Это рассказ о мужчине, забывшем, что такое любовь. О девочке, любившей кошку. И о кошке, думавшей, что она - богиня.И о любви как таковой - бесспорной и всеобъемлющей, абсолютно небрезгливой к чужой беде - потому что невозможно любить выборочно, будь то любовь к человеку или к целому миру - и защищающей, и яростной... О настоящей, а не о липко-приторном суррогате чужой жалости.
Нельзя любить женщину, и не полюбить ночь, и звезды, и воздух, которым она дышит, и солнце, согревающее ее волосы. Нельзя любить девочку, и не полюбить полевые цветы, которые она приносит с прогулки, и дворнягу или кота, которых она таскает на руках, и даже ситец, из которого сшит ее передник. Нельзя любить море и не любить горы; нельзя любить летние дни и не любить дождь; нельзя любить птиц и не любить рыб; нельзя любить людей - всех или немногих - и не полюбить зверей полевых и зверей лесных; нельзя любить зверей и не полюбить траву, деревья, кусты, цветы, вереск и мох.Я очень жалею, что эта книга не нашла меня в детстве, тогда ее идеи упали бы на куда более благодатную почву, но, быть может, и сейчас ещё не поздно - ведь для таких книг не бывает возраста, только количество скепсиса, сквозь которое ей придётся пройти к сердцу, как доброта Лори к мистеру Макдьюи.
Человек, который проповедует ненависть, на самом деле нуждается в любви больше всех. Девочкой, которая всем сердцем любит своего отца, его приведшее к фатальным последствиям невнимание рушит целый мир и разбивает это самое сердце, потому что для детей не существует понятия "Меньшее Зло". И не потому ли сумасшедшей считают Лори, что тепла и любви в ней хватит на каждого, кто приходит за помощью, а, перефразируя Доктора, чтобы любить людей нужно иметь очень большое и очень больное сердце?
Это очень христианская книга, но, как человек, христианство не исповедующий, признаю, что христианская - в лучшем смысле. Потому что Бог есть любовь.
И это очень языческая книга - опять же, в лучшем смысле, в котором язычество противопоставляют христианству как живое - закостеневшему. Лори и вправду ведает что-то такое, что можно лишь чудесами объяснить, а доброе сердце - это тоже чудо. Мистер Макдьюи в своей костности порой, как ни парадоксально - классический такой инквизитор, который, если продолжать аналогию, и сам вопрошает неумолимо - может, никакого там Бога нет, а тот эпизод, когда он приходит к Лори, чтобы обвинить ее в шарлатанстве - и слышит, что послан, чтобы помочь ей... Вот же оно, вот оно самое.)
А по большому счёту, совершенно неважно, черпает ли человек любовь из идеи бога Яхве, Иисуса, Ра или Баст - если это действительно делает его лучше, так ли важно, что вдохновляет на это "лучше", и какими путями он к этому приходит?
И если для того, чтобы поставить все на свои места - предварительно показав, насколько велик был бардак в сердцах и душах - нужна кошка, то, может быть, она действительно тоже по-своему богиня?)497