Рецензия на книгу
Трудно быть богом
Аркадий и Борис Стругацкие
Psyhea24 февраля 2016 г.Чем больше читаю Стругацких, тем больше проникаюсь их творчеством. И не могу не восхищаться тем, как чутко и остро они реагируют на малейшее изменение в политике и обществе. В 60е годы человечество вышло в космос, причем сразу в лице двух мировых сверхдержав. Открывшиеся сногсшибательные перспективы с тех пор не дают покоя многим фантастам, подвизавшимся в жанре космоопер. Но именно тогда в 60-е человечество всерьез задумалось о встрече и контакте с инопланетными расами. Тем актуальнее этот вопрос был от того, что мировые сверхдержавы активно вмешивались в политику стран поменьше на правах сильнейшего. Фантасты независимо от их происхождения не могли не заинтересоваться многообещающей темой контакта и взаимного влияния двух разных рас друг на друга.
И вот здесь начинается самое интересное. Потому что мнения разделились. Кто-то посчитал, что недоразвитых инопланетян нужно твердой рукой вести к светлому будущему по человеческому образцу. А кто-то засомневался в своем праве навязывать свои, привычные порядке совершенно другому уникальному миру. Но это, как вы понимаете, всего лишь две самые радикальные точки зрения. Истина как всегда где-то посередине.
Вот и Стругацкие внесли свою лепту в рассмотрение животрепещущего вопроса романом «Трудно быть богом». Главный герой – земной археолог, который в режиме реального времени изучает жизнь практически человеческой расы, которая в сравнении с нашей историей находится примерно на отметке Средневековья по шкале развития. Румата прилетел с процветающей, хотя и скучноватой коммунистической Земли, чтобы наблюдать за внутренними историческими процессами. Несмотря на весьма бодрый и даже авантюрный образ жизни, герой обладает навыками саморефлексии, и не раз и не два, с грустью замечает насколько грубое, близкое к животному существование притупляет его самые благородные черты характера: доброту, терпение, способность сострадать. По его субъективному ощущению мир катится в бездну, но директивы от Института Археологии связывают ему руки и он не может себе позволить вмешиваться в естественный ход вещей. А руки-то чешутся. И еще как. Когда к твоему ужасу власть начинает гонения на деятелей культуры и науки, которые должны были послужить нитью Ариадны на пути общества из мрачного лабиринта темноты и невежества к свободе и расцвету.
Сколько в такой ситуации выдержит человек благородный, связанный по рукам и ногам мучительным бездействием? Последней каплей может стать любой пустяк, потому что недовольство и отчаяние копятся в душе день ото дня, и рано или поздно плотина не выдержит напора яростных эмоций.
Интересно, что Стругацкие вложили в эту вроде бы общемировую тему в том числе свой личный протест против преследования искусства, неприятного и непонятного руководителям страны. Концепция романа обрела более-менее законченную форму именно после гонений на абстракционистов на рубеже 62 и 63 года. Особенно досталось художникам, но черная тень коснулась своим отравляющим дыханием и литераторов. Не так сильно, как это было прежде в Советском Союзе, но достаточно, чтобы по словам Стругацких:
... Одно стало нам ясно, как говорится, до боли. Не надо иллюзий. Не надо надежд на светлое будущее. Нами управляют жлобы и враги культуры. Они никогда не будут с нами. Они всегда будут против нас. Они никогда не позволят нам говорить то, что мы считаем правильным, потому что они считают правильным нечто совсем иное. И если для нас коммунизм – это мир свободы и творчества, то для них коммунизм – это общество, где население немедленно и с наслаждением исполняет все предписания партии и правительства.Проницательному читателю только и остается, что восхищаться талантом авторов, которым удается создать увлекательную и интересную историю и при этом вложить туда столько уровней и смыслов, что спустя годы и десятилетия актуальность и популярность романа не только не сошла на нет, но наоборот растет с каждым новым годом. Тема человечности и грани, за которой человек теряет право называться человеком – бессмертна.
ИТОГО: Великолепное произведение советских фантастов, обласканное многочисленными упоминаниями и обращениями в других более современных произведениях. Особенно рекомендую короткометражку Джейми Винанса «Трудно быть богом»)
40806