Рецензия на книгу
Flesh and Blood
Michael Cunningham
Аноним23 февраля 2016 г.Плоть и кровь семьи Стассос
О романе: семейная сага, описывающая течение жизни нескольких поколений: грек Константин и итальянка Мари, их дети Сьюзен, Билли и Зои, внуки Бен и Джамаль. История протяженностью в 100 лет - с 1935 по 2035.
Время меняет людей (или люди сами меняются со временем?), и вот, спустя 20 лет брака Константин и Мари совсем не те люди, их отношения сошли на нет. Что остается? У Константина есть свой бизнес, а у Мари - ничего... Дети как-то незаметно выросли, разлетелись кто куда, да и чего скрывать, все трое с матерью никогда не были близки. Отношения детей с отцом были разными, от ненависти до пикантности (я намеренно использую именно это слово, а не то, что просится с языка), но они были, а с матерью у всех детей будто какой-то ступор/игнор, безразличие.Кажется, что все семейные саги должны носить печать торжественного приличия, социальной желательности, небольшого занудства и отсылок к темам "кто, кому и чего должен", "что скажут люди", но в этом романе будто специально стерты многие грани: секс, плоть, однополые отношения, транссексуальность, травка, кислота, наркотическая беременность, спид, половая распущенность, хиппи, поиск себя, отсутствие контроля, рамок. Некоторые из тем расписаны очень по-гурмански, обычно в книгах надсоциальные получаются какими-то нервными, рваными, скомканными, а здесь...так ровно, честно и плавно, как река течет. Эти описания лишь придают чувство реалистичности происходящего, снимают налет романтизма, ты читаешь и понимаешь: вот она, реальная жизнь, во всей своей многогранности. Здесь нет того лицемерия, что присуще средневековой прозе, раз хотите читать как герои встретились и поженились, то читайте и как они курят травку по вечерам и трахаются.
У глав романа нет названий, каждая названа годом, в котором продолжаются действия. Глава 1956 заканчивается и начинается сразу глава 1963, но автор ведет нить повествования так легко, будто не прошло и минуты. Здесь не найти щедрых описаний эпохи или окружающего мира/среды, но знаете, все изменения чувствуются в характере героев. Лично я специально не смотрела на дату и угадывала эпоху по тому, как менялись герои.
Книга написана прекрасным, а главное, живым языком, описания не столько красочны, сколько реалистичны, искренни. На протяжении всего прочтения сохранялось стойкое ощущение, что автор чувствует мир так же, как и я.Как на ладони, вся система ценностей, которая меняется с ходом времени (ведь целое столетие в запасе), причем от того, что, в большинстве своем, она расписана на жизнях троих детей Кона и Мари, модель будто кажется трехмерной, а они - точками этого пространства. Люди, потерявшие себя, люди, нашедшие себя.
489