Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мужики. В двух томах

Владислав Реймонт

  • Аватар пользователя
    Rita_Scitter23 февраля 2016 г.

    Жуткая в своем реализме семейная сага.

    Если бы сценаристы решили снять сериал о жизни в деревне начала прошлого века, лучшего материала чем Мужики Реймонта не найти. Это как если бы Тихий Дон написал Гоголь и не о русской или об украинской, а о польской деревне. Точнее о селе на два десятка дворов. И как добры, по своему, гоголевские персонажи, так жестоки люди у Реймонта. Достаточно массивный роман, под тысячу страниц печатного текста, читается влет. И все события укладываются в один тяжелый год.
    Осень
    Начинается все жизнерадостно: сбор урожая, танцы, песни, ухаживания. Ничто не предвещает трагических событий. Вот только в доме Борыны то и дело свары вспыхивают, да ведь оно так всегда бывает, если на одной кухне две хозяйки соберутся, или два хозяина на одной земле окажутся. А тут еще польский гонор да гордыня смолчать не дают. И ведь ничего в Липцах от глаз людских не укроется, все все видят, все все и обо всех знают, а чего не знают, бабы живо додумают - чем еще в поле или у печи голову да язык занять, как не сплетнями. Тем более, если первый хозяин на селе, старый мацей Борына решил жениться в третий раз да еще на молодой, да к тому же на первой красавице и с приданым немалым? Не миновать здесь греха, решили бабы. И мужики их поддержали, еще бы, многие на Ягну засматривались, да и говорили о ней много как милуется она то с Матеушем, то с Антосем... Быть Борыне рогатым. А Борына так влюбился, что не послушал добрых людей, все сделал по своему, да сына выставил с невесткой и детьми, да на молодую жену надышаться не может. Тут и Рождество пришло.
    Зима
    Ну все в курсе, что в селе зимой кроме как рукодельничать да сплетничать и заняться нечем. Ну вот оно так и вышло. А тут, к вящей радости сплетниц, у Борын ад и израиль творятся в доме - молодая хозяйка с пасынком спуталась! И вражда крепнет, и бабы языками, как помелом трепят, и вертится вместе с метелями ненависть, разгорается злоба. А тут еще и помещик решил лес евреям продать, на который липецкие мужики рассчитывали, так и довели дело до греха.
    Весна
    Земля просыпается, начинаются работы, а только работать некому - все мужики в остроге оказались. А старый Борына лежит колодой искалеченный в схватке за лес. В доме у него невестка хозяйничает, которая боится землю выпустить из рук. А на селе нужда, как всегда в начале весны - запасы уже подъели, до урожая далеко, деньги выходят, а сами бабы не справляются со всем. И все равно не могут они от борынова двора отвлечься - тут двое работников есть, да и Ганка-сноха с Ягной бабы привычные и хозяйство вытягивают, когда не собачатся, конечно. А собачатся они постоянно, потому что сами понимаете, любовный треугольник в одном доме - это вам не яблочный компот, тут оно и полыхнуть может в любой момент. В итоге и полыхнет, аккурат после борыновых похорон в самом начале лета.
    Лето
    Мужики вернулись, село наверстывает упущенное время, а полоса невезения продолжается. И наконец, бабы нашли виноватую - Ягну, ведьму и шлюху, которая всем мужикам головы кружит и сама, зараза, не подурнеет, и земля с деньгами при ней. Вот и поднялись они всей деревней и справили достойно начало сбора урожая искалечив и Ягну, и мать ее и брата.
    Жаль, что на этом история заканчивается и за кадром остается ответ на вопрос помогло ли изгнание Ягны из села.
    Роман мощен эмоциональной составляющей, яркими описаниями быта, поэтичностью и идеально прописанным КАЖДЫМ персонажем. К концу у вас будет впечатление, что вы сами прожили этот год в Липцах. Для современного читателя такое полное погружение большая редкость. Лично я могла бы попридираться к несколько затянутым и сверх поэтичным описаниям природы, но во всем остальном - это одна из самых впечатляющих книг за последние несколько лет. При этом сказать, что мне безумно понравилось я не могу - тяжеловата сама история, чуждоват менталитет, кажутся чуть ли не безумными в своей злобе люди. Но он безусловно достоин своей Нобелевской премии, присужденной Реймонту в 1924 за «выдающийся национальный эпос». Это было действительно эпично, аутентично и великолепно. Настолько, что мне даже захотелось увидеть экранизацию.

    9
    92