Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мужики. В двух томах

Владислав Реймонт

  • Аватар пользователя
    Pose23 февраля 2016 г.

    Кому на Руси (в Польше) жить хорошо?

    Ю-ху! Я сделала это!!! Видимо я немного отвыкла от столь хм.. длинных произведений, но я прочитала его! Ура!
    Итак, радость и ликование в сторону, что же можно сказать после прочтения? Роман открывает перед нами целый полиптих картин, разделенных по времени года, коих у нас, как всем нам хорошо известно, насчитывается четыре (хотя я бы на месте автора завершила повествование в начале весны, равнехонько после «битвы» за лес). Очень интересно описаны традиции и весь уклад жизни крестьян, мужчин и женщин (ой, и не завидная у нас была участь).
    В романе поднято великое, возможно даже безконечное, множество проблем, некоторые из них еще не потеряли своей актуальности. Перечислять все эти темы не вижу смысла, думаю каждый найдет что-то животрепещущее для себя лично. Для меня такой темой, красной нитью прошедшей через все произведение, стала... Честно признаться,не могу даже подобрать слова. Хм, в общем, по моему, более, чем скромному, мнению, весь роман словно пропитан тьмой, негативом, печалью, несправедливостью, в общем, целым букетом аналогичных вышеперечисленным чувств. Автор с целью нагнетения и создания необходимой атмосферы прибегает к весьма известному приему - к помощи природы. Не знаю заметили ли вы, но природа у Реймонта всегда (хорошо, я немного лукавлю на 90%) предстает лишь в таком облике: ветер завывал и дождь барабанил; ветер шумел и налетал на деревья, ветер шумел и проказничал в саду; ветер гудел в ветвях и, срывая последние листья, гнал их в ночь; ветер все усиливался и кружил пыль на дороге; ветер бушевал в садах; ветер бился о стены; со свистом гулял на полях; ветер просто валил с ног и т.д. Даже весна и лето не оправдали надежды в этом плане. При описании природы в этот временной период (не буду утомлять вас снова приводя примеры из текста) не было журчащих ручейков, перезвона капели, тихой песни луговой травы и т.п., она - природа - вновь была словно настороже, печальна, угрюма и утомлена.
    Если говорить о той теме произведения, которую я для себя выделила, то автор вкладывает в уста одного из полюбившихся мне героев - Роха - следующие слова:


    «Придется, видно, куда-нибудь уехать и в Липцы дорогу забыть, коли вы все так себя ведете, дьявола тешите! Мало им горя, болезней, нужды, — они еще дерутся между собой да злобствуют!»

    Или например, «Невтерпеж мне стало на земле: люди там, как волки, грызутся между собой, и так плохо на свете, что всего и не перескажешь… Все лишь ссоры, нелады, грех один, да и только. Бес вселился во всех и царят на земле разврат, пьянство, злоба…
    Забыл народ о послушании, о честности, брат восстает на брата, дети на отцов, жены на мужей, слуги на господина… Не почитают никого — ни стариков, ни начальства, ни даже ксендза!..
    Везде хитрость одна, жульничество да воровство. Что имеешь, держи крепко, не то вырвут из рук!
    Будь это самый лучший луг — потравят и вытопчут!»

    Приведенные выше слова дают очень колоритное описание того, о чем велось повествование, и чем были заняты герои романа всю дорогу.
    Но, не смотря на это, есть в произведении хорошие персонажи и даже, более того, можно найти некое противопоставление добра - в облике Роха - и зла - в облике Ягустинки (к концу романа даже немного исправляется). Недаром, Реймонт именно от лица Роха произносит:


    «Если бы я мог сделать все, что хочу, не было бы горя на свете. Да ведь…
    Он развел руками в немом сознании своего бессилия и поспешно вышел»

    В заключении хотелось бы отметить, что у меня возникла стойкая ассоциация с «Кому на Руси жить хорошо?» в плане того, что здесь тоже пока суть да дело (сплетни, смерти, свадьбы, забастовки) выясняли ответ на этот вопрос. На протяжении всего произведения это звучит в виде:


    «У кого душа есть, сам услышит, как люди стонут, не надо ему про это с амвона кричать! Эх, милая ты моя, они очень хорошо знают, как бедный народ бьется, — ведь они чужой бедой кормятся, от нее жиреют!.. Мельник уже теперь урожай сбирает, хотя до жатвы еще далеко: как на богомолье, тянется к нему народ за мукой да крупой, отдают ему последний грош или в долг берут — кто за большие проценты, кто за отработку. Что поделаешь, кормиться-то надо!..»
    5
    63