Рецензия на книгу
Черный обелиск
Эрих Мария Ремарк
Dream_comes_true23 февраля 2016 г.Столько мыслей, что сложно начать.
Роман, где с грустной иронией описывается жизнь провинциального германского городка в перерыве между войнами. Бешеная инфляция, алкоголизм и полнейший мрак впереди окутывают каждого героя. Кто-то умудряется на инфляции зарабатывать (и эти люди в конце обанкротятся), но даже спекулянты выглядят симпатичными персонажами. По-настоящему отрицательные персонажи -все нацисты. Тупоголовый и самоуверенный Генрих - словно символ грядущих времен - обвиняет во всем евреев (это в 24 году уже!), верит только в сильное правительство (и оно скоро придет!), и в то, что править надо жестко. Это стайка головорезов, зовущих себя патриотами, которые только ищут повода чтобы напасть на заведомо более слабых противников толпой - 20 против троих. Вообще, каждый раз, когда автор кого-то характеризовал словом "нацист", у меня сразу бежали мурашки по коже. Словно рассматриваешь детские фото человека, про которого известно, что он вырос убийцей.
Что ж, в 20-е как раз нацистам жилось легче всего - у них была инструкция: кто они такие, зачем живут и что им делать. Остальные люди были просто потеряны. Им оставалось только пить и заниматься любовью и не думать о том, что будет завтра. В конце концов, когда марка падает в миллионы раз - какая к черту разница? разве может быть хуже? Вообще-то может, так, некоторые герои позже попали в концлагеря, кто-то не вернулся, а кто-то вернулся калекой. Но это было потом. а в 20-е действительно казалось, что хуже некуда и остается просто жить и не думать.
Один только Людвиг, в силу своей молодости и идеализма задается вопросами. Ответы он ищет и у военных, и в борделе, и на дне стакана, и в сумасшедшем доме, и даже в церкви. Ближе всего он подбирается к истине в своей любви к сумасшедшей Женевьеве. Только тогда он становится Рудольфом, а она Изабеллой. К счастью для Женевьевы, и к несчастью для ее альтер-эго Изабеллы, девушка вылечивается. И забывает историю любви к Рудольфу. Так, Рудольф и Изабелла уходят в прошлое. И ответы, которые были так близки, остаются там - за туманом больного сознания. А Людвиг остается собой, ищущим, пытливым, словно ребенок.
Поднимается вопрос религии. Именно в уста Изабеллы, мне кажется, автор вложил ответ на вопрос - что есть вера. Очень показательный эпизод, когда Изабелла перестает ходить в церковь - потому что там распят Иисус, и сами же верующие не дают ему покоя, продолжая его истязать вечным висением на кресте. Ей кажется, что он просит о помощи, говорит, что эти люди, а особенно - священники - ничуть не лучше тех, кто его распял. И циничный священник, который в беседах играючи разбивает любые аргументы Людвига, играет в книге немалую роль. Вообще, мне видится параллель между нацизмом и христианством. Ведь в обеих системах от людей требуется лишь верить, не искать, не задавать вопросы, а просто верить, следовать инструкции и исполнять определенные ритуалы.
Много символов связанных со смертью - минимум два персонажа в книге спят в гробах, пьяница Кнопф каждый вечер справляет нужду на памятник. Пока еще ничей памятник, но все же в будущем он будет венчать чью-то могилу (спойлер - проститутки), и многочисленные парочки, утоляющие свой сладострастный голод, опираясь на кресты и могильные камни.
Кстати, к теме любви. Любовных линий в книге концентрация просто зашкаливает, и только благодаря таланту Ремарка (и еще благодаря черному фону повествования) книга при этом не превращается в унылую мелодраму. Про любовь к душевнобольной Изабелле я уже писала. Любовь была возвышенная, платоническая, основанная на общности мыслей и личностей (пусть и одна из этих личностей рождена воспаленным мозгом). Вторая любовь Людвига - Герда Шнайдер - тут уж любовь самая физическая. При этом Герда сознается, что таких "любовей" у нее несколько, и если нищий Людвиг у нее для любви к искусству, то более обеспеченный Эдуард - у нее из любви к деньгам. Мне читать это неприятно, но и Герда, и многие из его окружения считают ситуацию вполне нормальной. Особенно в годы, когда даже еда становится роскошью. Третья любовь у Людвига - сыновья. Сразу ко всем женщинам из борделя. Тут следует пояснить: в борделе на первом этаже был ресторан, и Людвиг мальчишкой, не зная, где он находится, ходил туда делать уроки (мать его была неизлечимо больна, возможно, ребенку дома было просто жутко). А в борделе были добрые тетеньки, которые относились к нему со снисходительностью и лаской. Малыш вырос в мужчину, прошел войну, позже, читается между строк, посещал бордель не как школьник, но как настоящий клиент. Но вот это общее прошлое с некоторыми представительницами старшего поколения проституток у него осталось.
Еще забавно Людвиг пародирует глас божий с помощью обломка трубы. Правда, смешно, если б не было так грустно.
Занимателен эпизод с демонстрацией ветеранов войны инвалиды, чья пенсия по-прежнему считается в марках, в то время как стоимость бутылки шампанского идет уже на миллионы, устроили жутковатый митинг, где, показывая культи и размахивая плакатами "Разве мы за это воевали?" пытаются воззвать к совести людей. Но люди лишь отводят глаза. Сразу вспоминается фраза, что именно с молчаливого согласия равнодушных и происходят все гнусности в мире. Как бы то ни было, ни автор, ни я, не осуждаем этих людей. В конце концов автор сам просто бежал. Он тоже молчаливый согласный. А ветеранов жалко. Они отцы, мужья, рабочие, интеллектуалы - по чужой воле стали военными в позорной войне, а в благодарность им досталась лишь инвалидность и голодная смерть.
Сначала меня немного огорчил финал - как будто все хорошо, и инфляция де кончилась, и все наладилось. Сплошной оптимизм. Но в эпилоге Ремарк вернул меня с небес на землю, напомнив, что всех этих жизнерадостных людей ждала общая судьба - судьба фашистской Германии.
Такое надо читать. Чем больше людей (особенно тех, кто принимает решение за миллионы) читает подобную литературу, тем больше надежды на спокойствие в мире.527