Рецензия на книгу
Ноктюрны. Пять историй о музыке и сумерках
Кадзуо Исигуро
Аноним23 февраля 2016 г.Семейные кризисы: пять историй об инфантилизме и неудачах.
Мое второе знакомство с Кадзуо Исигуро (первой книгой был «Остаток дня») прошло не столь гладко, как бы хотелось.
Пишет он вправду хорошо, как и многие современные писатели: язык чуть суховат, нет лишних деталей или слов, вполне реалистичные истории и много-много депрессии и тоски. Если у Вас сейчас дела идут не очень, то «Ноктюрны» Вам противопоказаны — есть вероятность, что пучина уныния Вас затянет еще глубже. Если не боитесь, то вперед.Сразу скажу, что больше всех мне понравился третий рассказ — Молверн-Хиллз; он наименее удручающий и более живой.
Аннотация «Ноктюрнов» говорит о «волшебной силе музыки и сгущающихся сумерках», но музыка занимает здесь не первое и даже не второе место. Да, она — связующая нить всех пяти рассказов, да, на Вас выльется поток неизвестных имен, и да, в историях будут и концерты, и гитара, и саксофон, и виолончель. Но музыка тут не главное. Замените профессий главных героев на актерские, писательские… любые творческие, и ничего не поменяется.
С героями происходит та же свистопляска. Отдельные черты, детали, эпизоды описывают личность каждого, но как-то вяло, неярко, оттого и целостные образы музыкантов не получаются. Нет каких-то особых словечек, "музыкального" понимания мира, интересных мыслей и жестов. Все однотипно как пакетики чая в коробке: схожи и вкус, и цвет, и запах.
Исигуро соврал, назвав свои рассказы «ноктюрнами». Тут больше подошло бы «кризисы». Каждая история описывает очередного инфантильного неудачника, который мало чего добился, но обладает огромным талантом (а, собственно, что такое талант и с чем его едят?) и радуется, как дурак, тому, что имеет. Я — великий джазмен, но предпочитаю запереться в маленькой комнатке, насиловать саксофон до неизнеможения и забить на свою жену. Я — великий виолончелист, но оказываюсь под влиянием одного виртуоза (к слову, в 11 лет бросившего инструмент) с Даром, тешу свое самолюбие, выступаю в отелях, но позже работаю в захудалой конторке, ожиревший и брюзжащий на все и всех.
Это истории не о любви, не о чувствах, не о музыке — нет, они о неудачах, о ломке ранее живой и радостной личности, преисполненной надежд, о тоске, о безнадежности бытия, о самолюбии, самомнении и полном снобизме (апофеозом которого являются два последних рассказа).
Кто из нас не падал, не разочаровывался в самом себе, мнил себя великим и жестоко обманывался? Но люди на то и люди, что продолжают бороться. Легких путей ищут лишь лентяи и лгуны: как раз из такой оперы все герои рассказов.
Мир шоу-бизнеса тяжел и суров; на мировую сцену попадают единицы, и это уже не поменять. Ни расставание с женой, ни полный уход от музыки, ни пренебрежение обычными, бытовыми делами, ни пластическая операция, ни раздувшееся самолюбие не приведут к нужному результату.
Думаю, что все герои этих рассказов, в конечном счете, проиграют, потому что главное — это внутренняя сила, стержень, называйте как хотите. То, чем Исигуро полностью пренебрег, рисуя нам жалких людей, сдавшихся при первой возможности. Таких в мире пруд пруди, но по-настоящему живых мечтателей, которых не сломают никакие трудности, единицы. Именно про них стоит писать и читать.455